А.А. Любищев. О положении в средней школе (Окончание. Начало в № 2-2010)
https://ulpressa.ru/2010/09/01/article129201/Глава вторая
О причинах невысокого уровня советской школы
Неблагополучное положение средней школы, в сущности, сейчас никем из компетентных людей не оспаривается. Но объяснения этому даются разнообразные.
1) Массовость школы.
Очень часто слышишь мнение, что более низкий уровень современной школы объясняется её массовостью.
В прежнее время якобы поступали только более способные ученики, а сейчас поступают все… Это объяснение не выдерживает самой малейшей критики. Хорошо всем известно, что в прежние времена поступали в среднюю школу не по признаку больших способностей, а по признаку большей материальной обеспеченности родителей. Расширение приёма должно бы было способствовать повышению, а не понижению уровня… В широких народных массах таится огромное количество талантов… Следует иметь в виду, что в прежнее время в университеты принимали просто с аттестатом зрелости или со свидетельством об окончании реального училища и сдачей экзамена по латинскому языку, сейчас в огромное большинство вузов конкурс, так что надо было бы ожидать, что уровень современных студентов будет выше прежнего.
2) Крайний либерализм в отношении учеников и несуразные требования к преподавателям.
…старая школа была характерна очень большим отсевом… В настоящее время наоборот: отсев считается совершенно ненормальным явлением, и за это очень взыскивается с преподавателей. Мало того, стремятся к тому, чтобы в течение всего года не было «неуспевающих», и за обилие неуспевающих соответствующего педагога «прорабатывают»… В наше время преподаватель не отвечал за число неуспевающих…
Большое количество неуспевающих решительно не отражалось на репутации учителя, важен был только результат обучения. Приведу пример из преподавания математики. Мой учитель, незабвенный Антон Феликсович Андрушкевич, отличался тремя качествами: 1) знанием дела и опытностью (он уже был стариком); 2) исключительной строгостью и 3) объективностью. Нередки были случаи, когда по классной работе были такие отметки: ни одной пятёрки, две-три четвёрки, 5-6 троек, остальное – двойки и единицы. Но балл за четверть он выводил не как среднее арифметическое, а по общей оценке…
Про него ходили легенды, что он был участником Польского восстания 1863 года и сражался на баррикадах Парижской Коммуны: по возрасту это подходило…
Возьму для примера Ульяновский пединститут. После первой экзаменационной сессии выясняется, что наибольшее число неуспевающих – на математическом факультете. Это и неудивительно: математические науки наиболее трудны. …Собирается Учёный Совет, на котором «прорабатываются» преподаватели, допускающие такое «безобразие»… Естественно, что надо отличаться совершенно невероятной силой воли, чтобы в таких условиях не снизить экзаменационные требования. В современной школе учителя, подобные моему учителю математики А.Ф. Андрушкевичу, совершенно немыслимы, их, конечно, выжили бы в самый короткий срок…
Приведу несколько иллюстраций деградации ценности отметок. Сейчас имеется очень много медалистов: мы знаем, что в вузы Москвы и Ленинграда подаётся так много заявлений от медалистов, что приходится ограничивать правило, по которому медалисты поступают в вуз… А много ли студентов даже Московского университета способны пользоваться иностранной литературой?.. Я сам отличаюсь средними способностями по языкам и, например, по немецкому языку в средней школе сначала получал тройки, потом четвёрки и лишь в последних классах – пятёрки…
Однако полученных знаний в средней школе оказалось вполне достаточно, чтобы в университете читать свободно литературу и самостоятельно написать первую научную работу на немецком языке. Современная тройка обозначает для большинства предметов нечто много меньшее, чем старая двойка…
Сейчас как будто не вызывает уже сомнения, что с этим положением должно быть покончено: не бояться отсева и не возлагать на преподавателей ответственности за то, в чём они решительно не виноваты. Но… есть и другие факторы, влияющие на уровень знаний выпускников.