Как большевики использовали Савву Морозова для собственного финансирования
В царской России жил такой человек, Савва Тимофеевич Морозов, являлся он успешным предпринимателем, мануфактур-советником и меценатом, также директор-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», одной из самых успешных фирм Российской Империи. Одной из главных черт Морозова было его хорошее отношение к работникам на предприятиях, увольнения производились в основном за серьезные нарушения (на Никольской Морозовской мануфактуре 40,4 % уволенных были взяты с поличным при попытке вынести товар с фабрики, 13,7 % — больные венерическими заболеваниями, 10,1 % — склонные к дракам и буйству, 9,7 % — прогульщики и пьяницы), на фабриках был запрещен детский труд, была введена оплата по беременности женщинам-работницам.
Вскоре Морозов оказался связан с революционерами. Все дело в том, что он был большим поклонником театрального искусства, вкладывал деньги в развитие Московского Художественного театра и являлся большим фанатом актрисы Марии Фёдоровны Андреевой, которая являлась одним из основных финансовых агентов большевиков. Андреева, пользуясь увлечением ею Морозовым, стала промывать ему мозги и выкачивать из него деньги для большевистских нужд. На морозовские деньги финансировалась ленинская газета «Искра», были созданы большевистские газеты «Новая жизнь» и «Борьба», на его фабриках стали прятать запрещенную революционную литературу и один раз Морозов даже спрятал у себя от полиции Н. Э. Баумана, одного из видных большевистских деятелей. Глеб Кржижановский, представитель ЦК РСДРП в Киеве, позже отмечал, что однажды Андреева передала ему на партийные нужды 10 000 рублей, источником которых был Морозов. При этом Морозов не прекратил финансирование Андреевой даже после того, как узнал о ее любовных связях с Максимом Горьким.
После революции 1905 года, которая сопровождалась массовым революционным террором и многочисленными политическими убийствами, совершаемыми революционерами, Морозов меняет свое отношение к революционерам и перестает их поддерживать. Большевики же, боясь потерять ценный источник финансирования, стали угрожать Морозову и всячески давить на него. Вскоре Морозову ставят диагноз «тяжёлое общее нервное расстройство» и направляют его на лечение в Европу. В сопровождении жены и личного врача Морозов выехал в Канны, где 26 мая 1905 года погиб при загадочных обстоятельствах: был найден мертвым в своем гостиничном номере с простреленной грудной клеткой. Руки трупа были сложены на животе, глаза закрыты. Рядом с телом лежал листок с надписью «В смерти моей прошу никого не винить», поэтому официальной версией смерти считается самоубийство. Однако многие исследователи не исключают, что Морозова на самом деле убили, так как жена умершего утверждала, что в роковой день около гостиницы крутились подозрительные люди, а после выстрела она заметила убегающего человека. Также незадолго до этого, в 1902 году, Морозов застраховал свою жизнь на 100 000 рублей, которые завещал Андреевой. Получив деньги после его смерти, она отдала большую часть, около 60 000 рублей, большевикам, что наталкивает на мысль о возможной причастности большевиков к смерти Морозова с целью получить большую сумму денег для нужд большевистского движения.
https://vk.com/wall-50177168_682739