"Русофобия в сегодняшних Украине и Белоруссии вполне объяснима и даже естественна. Самостийные украинцы и беларусы были выращены в советском инкубаторе наций. Именно в период существования СССР называть малорусов и белорусов русскими стало считаться предосудительным и оскорбляющим их национальные чувства. К 1991 году УССР и БССР более-менее окрепли как псевдонациональные сущности, а потому объявили о своей государственной самостоятельности. Действительно, если жители Киева и Минска — нерусские, то почему они должны жить в государстве со столицей в Москве? В постсоветский период для утверждения собственной национально-государственной субъектности власти Украины и Белоруссии принялись выстраивать на западнорусской территории две небольшие «Анти-России». То, что в экс-БССР это пока не получилось в полной мере, связано лишь с худшей проработанностью белорусского националистического проекта. Однако работа в этом направлении ведётся, и нет сомнений, что через какое-то время Белоруссия будет обсуждаться на российском ТВ в том же контексте, в каком уже несколько лет обсуждается Украина: «Жили же дружно, и тут на тебе — кто не скачет, тот москаль».
Для того чтобы попытаться этого не допустить, необходимо вести целенаправленную работу по внедрению в белорусское общественное сознание концепции триединого русского народа, которая господствовала в Белоруссии и во всей остальной России до Октябрьской революции. Суть данной концепции выразил белорусский историк XIX века М.О. Коялович: «Если отправиться в западную Россию из русского средоточия, то придётся неизбежно и самым наглядным образом убедиться, что западная Россия, несомненно, русская страна, и связана с восточной Россией неразрывными узами, именно придётся чаще всего самым нечувствительным образом переходить от великорусов к белорусам или малороссам; часто даже нелегко будет заметить, что уже кончилось великорусское население и началось белорусское или малорусское, но во всяком случае придётся признать, что всё это — один русский народ, от дальнего востока внутри России до отдалённого запада в пределах Польши и Австрии».
Белорусскую формулу русскости прекрасно сформулировал известный философ Н.О. Лосский в очерке «Украинский и белорусский сепаратизм» (1958 г.): «Сознание того, что белорус есть русский, мне хорошо знакомо, потому что я сам белорус, родившийся в Двинском уезде Витебской губернии, в местечке Креславка на берегу западной Двины. Учась в Витебской гимназии, я, в возрасте двенадцати лет, читал только что появившуюся книгу „Витебская старина“ (1883 г.). Из нее я узнал о нескольких веках борьбы белорусов за свою русскость и православие. С тех пор мне стало ясно, что называние себя белорусом имеет географическое значение, а этнографически для белоруса естественно сознавать себя русским, гражданином России».
При таком подходе российско-белорусская интеграция в формате Союзного государства приобретёт осмысленность и будет восприниматься как естественный процесс объединения большого русского народа в единое государственное образование. И в Российской Федерации, и в Республике Белоруссия на это есть существенный запрос. Благодатная почва для идеи общерусского единства имеется также на территории Донецкой и Луганской народных республик, которые, несомненно, должны присоединиться к интеграционным процессам на пространстве исторической России.
Если же к постсоветским гражданам так и не придёт понимание того, что по отношению к великороссам жители Белоруссии и Донбасса никакие не «братские народы», а тот же самый народ, то Россия потеряет эти территории точно так же, как потеряла (к сожалению, видимо, уже навсегда) «братские» Киев, Полтаву и Чернигов."
https://teleskop-by.org/2021/02/15/kirill-averyanov-minskij-ne-bratskie-narody-a-triedinyj-russkij-narod