Рассуждения про полисную демократию вызвали в приватном общении некоторые вопросы, попробую ответить одним коротким текстом сразу всем спрашивающим.
Говорю это много, часто и везде, и буду говорить, пока не станет общим местом: «капитализм» — это предположение, это что-то, что «не социализм». Есть такая гипотеза (постоянно рассыпающаяся от критики, но стаскиваемая обратно в кучу своими трудолюбивыми жуками-навозниками), что общество развивается по законам Маркса и Энгельса. И по этим законам есть такая вещь, как капитализм. Есть ли он на самом деле, в реальной жизни — надо сначала доказать. Пока что убедительно доказать не получается.
В голове у советского человека 5 поколений не было никакой другой теории, кроме этой, и он не может мыслить за её рамками. Для него услышать, что, оказывается, может и не быть на самом деле на белом свете никакого «капитализма», — сильная нагрузка на мозг. Выдерживают не все.
Однако, это общее место для нашего мира вообще; та же самая история в голове западного человека происходит с понятием демократии. Так же, как марксист в упор не замечает в «капиталистическом» мире ни рабства (не фигурального, а в США, например), ни феодальных отношений (которые частично остались почти везде в Европе), так и адепты демократии искренне верят во власть большинства и конституционные гарантии.
Всегда с удовольствием напоминаю, например, пропагандистам шведского социализма, что Швеция — это действующая монархия. Или (ну, это старый фокус, но большинство до сих пор ахает) что в Англии монархия называется конституционной, а конституции нет.
Идея демократии — это набор неких ценностей. Но как форма общественного устройства — это очень молодое явление. И все эти ценности сформировались, — вот так сюрприз! — в НЕ демократических обществах. Демократической власти не было, а идеи демократические были.
А почему не внедрялись?
Да потому, что демократия дорогое удовольствие. Требует достаточно высокого уровня средней образованности, уровня жизни, при котором пирамида Маслоу не так сильно давит на голову, а также достаточного количества частной собственности, чтобы было, ради чего вообще озадачиваться каким-то внешним порядком с собственных интересах. Нет собственности — нет интересов.
Долго ли, коротко ли, белая цивилизация накопила нужный жирок, и вот мы весь 20 век этой штукой пытались играться. По историческим меркам один век срок ничтожный, а по меркам одной человеческой жизни — огромный. И многим, поэтому, кажется, что пади где-то там демократический режим — и конец всему.
Но демократических режимов в чистом виде 20 век нам так нигде и не показал, да и неизвестно пока ещё, возможно ли его существование в таком идеальном виде, и где от него больше вреда, а где пользы. От того, что где-то нарушилась демократия, не произойдёт вообще ничего.
Демократия — это не мотор, это опция. Заплатите денег — вам её навесят. Не заплатите — будете ехать так же, как и без неё.
Ну и, конечно, сами знаете, как выглядит богатая опция, самопально наверченная на убитую тачку. Не буду расписывать.