Почему в России такие низкие зарплаты
Наверное, нет на свете народа, который не жаловался бы на зарплаты — вечно их не хватает. Но именно у русских для этой жалобы есть серьёзнейшее основание. Существует такой показатель экономики, как разница между подушевым ВВП и средней зарплатой: грубо говоря, это разница между тем, сколько ценных полезностей делает один средний человек и тем, какая часть этих ценностей падает ему потом в карман. В России этот разрыв необычно велик. Наш подушевой ВВП соответствует уровням Турции и Хорватии — только вот средняя зарплата при этом отстаёт довольно заметно: 40.000 рублей, или около 500 долларов, в России, против примерно тысячи в Турции и Хорватии (тут даже несколько выше — 1000 евро). Причём в России наблюдается ещё и очень большая диспропорция по регионам. В ХМАО и ЯНАО, нефтегазовых округах, средняя зарплата — 60-70 тысяч; примерно такая же в Москве. А вот в большинстве других регионов, например, в Иваново, Татарстане или Смоленске, средняя нередко опускается до 20 тысяч.
Нередко доводится слышать о том, что, дескать, у нас зато и цены другие, и ЖКХ намного дешевле. Это было чистой правдой в нулевых, особенно в начале, но сейчас уже далеко не так. Цены в России, в том числе за ЖКХ, в том числе в регионах, вполне сопоставимы с ценами в ЕС — и значительно выше цен в Турции.
Что же это за чудеса? Почему сложилась такая ситуация?
На мой взгляд, главных причин здесь три.
1. Устаревшие и неэффективные практики менеджмента.
Российские практики управления во многом «повёрнуты» на контроле. Работодатель не доверяет работникам, нанимает множество дополнительных контролёров, перегружает начальство нижнего и среднего уровня задачами ручного контроля — а это не только увеличивает расходы, но и снижает эффективность труда: много ли может сделать работник, если ему приходится отчитываться и согласовывать каждый чих?
Это усугубляется устоявшимися — по крайней мере, у старшего поколения управленцев — представлениями о том, каким образом надо делать карьеру и каким образом обеспечить себе надёжное будущее.
Во-первых, основанием для повышения нередко становится успех на предыдущей позиции, даже если она не была управленческой. Довольно порочная практика: нередко успешный и сильный специалист является слабым управленцем; верно и обратное. Современные практики предполагают как отрыв роста зарплаты от управленческих позиций (ведующий эксперт может запросто получать значительно больше своего начальника), так и повышение не столько за успех в выполнении задач, сколько за проявленные лидерские и организаторские качества.
Во-вторых, руководители нередко сознательно не делегируют подчинённым некоторые задачи — так, с их точки зрения, они становятся незаменимыми, а значит, их будет трудно уволить. Технически они правы, только на деле тут в проигрыше все. «Незаменимого» сложно не только уволить, но и повысить. Работа нередко стоит, ведь незаменимого некем заменить, даже если внезапно именно на этом фронте надо сделать намного больше. Наконец, команда не получает развития. Более современный подход предполагает оценку эффективности руководителя через результат его команды, без учёта его личного вклада; но до нас он пока не добрался.
Немного иллюстраций — да, это уровень слухов, но мы тут не научный журнал ведём, солидный фактчекинг требует таких временных ресурсов, которых у меня нет.