Обмирания – рассказы о посещении душой человека того света в состоянии летаргического сна или обморока. В таком состоянии человек видит себя на том свете. Рядом оказывается спутник, который водит его по загробному миру, показывая и объясняя муки грешников и блаженство праведников. При этом обмерший может общаться с почившими, среди которых он часто встречает знакомых и родственников. В момент возвращения с того света человек просыпается или приходит в сознание.
Каждое
русское обмирание делится на 3 части:
1. Рассказ о ситуации обмирания и “отживания” (пробуждения), реакции окружающих на казус (уснувший часто почитается за умершего), указание на количество дней, проведенных в состоянии летаргического сна (1, 3, 6, 7, 9, 12, 14, 40);
2. Пересказ виденного на том свете;
3. Рассказ о том, как повлияло обмирание на дальнейшую жизнь человека. В большинстве своем обмирания непродолжительны, но иногда они представют в виде подробных, законченных, сюжетно оформленных повествований.
«У моего папки, у брата женка была обмерши. Мне тогда было годов шесть. Она умерла. Гроб сделали. Хоронить надо. Пошли за попом. А он пришел, взял зеркало ей к носу поднес. И ето зеркало запотело. Он говорит:
«Она живая. Нельзя хоронить». Стал читать молитву. Все шесть дней она лежала в гробу. Все стоят и плачут – обмерла. Будет она жива или не будет жива? Она не старуха еще была. А так, годов тридцать пять. Все смотрят: встает она. В какое время обмерла, в такое и встала она. Она говорит:
«А что со мной? Чего вы меня в гроб положили?» Тут ей стали говорить, что т ы обмерши была. Все она рассказала, а три слова, говорит, я не скажу, а если скажу, то умру.
«Мне нельзя, мне сказали, нельзя говорить эти три слова». Что поп не говорит три слова, то и покойник, обмерший не скажет. Рассказывала, как ее там водили. Она аборты делала, померши у нее много было детей.
«И, — говорит, — привели, и мои дети сидят, кашу ядут, которые крещеные. А которые некрещеные... — говорит, — какой непростительный грех некрещеных хоронить. Некрещеные мучаются, есть им не дают, страдают, по воды все плавают, голодные, которым аборты сделали». Вот и рассказывала, какой непростительный грех. Сама она блядюга была, эта баба. Рассказывала, как ее по горам водили, рассказывала, как на том свете. Весь свет стоит, там живут покойники, все равно живут, которые крещеные. А некрещеные совсем в другую сторону, если некрещеные люди. Потому свет у ее поп водил. Тамошний поп, покойник там. Родственников своих умерших там встречала, все работают, все делают, как и тут. Потом у нее все дети крещеные были. Она там спала, и как она там спала, так она тут проснулася». (дер. Старое Волокского сельсовета Торопецкого района Тверской области в 1988 г.)
#вера #загробныймир #хозяйство #запискивбукваре