«Звуки совершенно переоценены. Нет такого звука, который лучше, чем другой звук» — Бликса Баргельд в интервью Deutschland Funk о новом альбоме. Это сказал человек, группа которого сделала себе имя на поиске новых звучаний, извлечения души из предметов, для музицирования не приспособленных. Ранние Neubauten были городскими шаманами, теми самыми исполнителями ноктюрнов на флейтах водосточных труб. В самом начале пути они пообещали, что разберут музыку до ее базовых элементов, до шумов, до хаотичных ударов по подвернувшимся под руку поверхностям, а потом соберут обратно.
И они собрали. К середине нулевых ноктюрн был сыгран на воздушном компрессоре, на авиационной турбине, на высоковольтных проводах, на пружинах и пластиковых трубах, все это стало стандартным набором, как гитара-бас-ударные в «нормальной» группе — что дальше?
Бликса всегда был человеком потрясающей внутренней свободы, и в последних своих работах, что сольных, что с группой, он неизменно выбирает новую ее грань — свободу НЕ удивлять, НЕ оправдывать ожиданий, НЕ искать того, что хотят, чтобы он искал. И альбом и получился ровно таким — совершенно не новаторским. Бас, орган, струнные, в последней песне — арфа. Без привычного «а вот теперь возьмем этот шланг и посмотрим, как он звучит».
И вместе с тем это очень ностальгическая пластинка. В Taschen (прекрасная оркестровая аранжировка) Новостройки цитируют свой собственный «Grundstueck», в «Zivilisatorisches Missgeschick» Бликса возвращается к своей старой шаманской манере сочинительства в духе импровизационной лирики («я просто открываю рот и наблюдаю, что идет через меня), а самый личный трек альбома, «Grazer Damm» — это сновидческое, набоковское воспоминание о детских годах, проведенных на одноименной улице. И да, он все же ищет звук — звук слов, тоже превращая их в один из инструментов — «Веддинг, динг, динг…» Ну и конечно, центральная вещь пластинки, «Alles in Allem» — «Я — тоже все, которое во всем /Повторенное бесконечное количество раз /Все — вместе и сразу /Все — вместе и сразу». Это спокойная, взрослая работа о том, как устроен мир, как течет время, как меняются знакомые вещи. Новостройки выросли из того, чтобы оперировать вещным миром, они теперь о времени, о слове, о смерти — а вещи это просто интерьер, фон и одновременно — ненавязчивый аккомпанемент.
Да, мы скучаем по тем неистовым Einstuerzende Neubauten, которые искали красоту в падающих каплях горящей нефти, в грохоте отбойного молотка, в шорохе песка. Но это, в конце концов, наши проблемы.
https://music.apple.com/ru/album/alles-in-allem/1506250442