Старообрядцы и COVID-19
Сначала представители РПЦ не признавали высокой степени опасности COVID-19. Отдельные священники призывали продолжать богослужения, несмотря на риск заболевания, а излишнее внимание к коронавирусу называли умышленно раздутой истерией. Однако, после того как количество заболевших вирусом в России начало стремительно расти, высшие церковные иерархи РПЦ высказались о необходимости соблюдения санитарных норм и о возможности молиться дома, без посещения храмов.
А как борются с коронавирусом старообрядцы?
Глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов указал на необходимость особых мер предосторожности ещё 10 марта: «Причастие само по себе не обладает дезинфицирующими свойствами. Сама дезинфекция означает уничтожение бактерий и вирусов, которые также являются творением бога, а просто так бог не будет уничтожать то, что он сотворил. Поэтому люди должны сами заботиться о дезинфекции и закалять иммунитет». Леонид Севастьянов также сказал, что старообрядцы всегда уделяли особое внимание гигиене, используя, например, серебряную посуду, причащая сначала детей, а потом стариков. Впрочем, сам Леонид рассказал о положительном тесте на коронавирус у него и у его супруги 27 марта и получил письмо с поддержкой папы римского Франциска.
Однако позиция Севастьянова не отражает мнения всех старообрядцев.
Собор Русской православной старообрядческой церкви (далее – РПСЦ) не признал организацию Всемирный союз староверов и Леонида Севастьянова во главе Союза представителями интересов ни одной из старообрядческих организаций.
Дело в том, что старообрядцы раздроблены и не имеют единого священноначалия. Они условно разделяются на беспоповцев, поповцев и единоверцев, причём внутри этих делений присутствует множество толков и согласий.
Крупнейшими организациями старообрядцев являются РПСЦ и Русская древлеправославная церковь (далее – РДЦ). Они относятся к так называемым поповцам. У них есть свои церковные иерархи, поэтому их отношение к сложившейся эпидемиологической обстановке можно анализировать на основе выпущенных инструкций и выступлений глав церкви.
РПСЦ утвердили инструкцию 18 марта, на день позже РПЦ. В этой инструкции рекомендуется обеспечить проветривание храмов, обрабатывать дезинфицирующими растворами мебель и дверные ручки, соблюдать меры гигиены и внимательно относится к своему самочувствию.
Инструкция, выпущенная РДЦ, заметно длиннее, но по содержанию сильно не отличается. Помимо прочего, рекомендуется перед службой измерять священникам температуру, а прихожанам предоставлять антисептик для рук. Частоту и порядок Причащения необходимо обсуждать с духовником. Рекомендуется воздержаться от целования чаши и руки священника.
Позиция главы РДЦ патриарха Александра (Калинина) в СМИ не представлена, но Митрополит Корнилий призвал, соблюдая меры предосторожности и правила гигиены, уповать на Господа Бога: «В час испытаний и искушений к нам ближе Бог и Церковь, поэтому нет ничего важнее служения божественной литургии и Святого Причастия».
Помимо поповцев, существуют единоверцы и беспоповцы. Единоверцы признают юрисдикцию Московского патриархата, а число их приходов не велико. Совсем иное отношение к сложившейся ситуации у беспоповцев, они не принимают причастия, так как не имеют духовенства. Кровь и плоть Христа они понимают аллегорически, как учение самого Иисуса, Спасителя рода человеческого. Поэтому духовное причастие, в понимании беспоповцев — это борьба с грехом и следование заповедям. Собираться старообрядцы могут в узком семейном кругу, это никак не противоречит принятым обрядам, поэтому введение режима самоизоляции не побеспокоило сложившиеся устои старообрядцев-беспоповцев.
По словам историка церкви Сергея Бычкова, «центром всей церковной жизни является литургия, которую ещё на Тайной вечере установил сам Иисус Христос. Весь наш мир живёт и существует благодаря ей. И есть достаточно веское богословское мнение, что, как только прекратится совершение литургии, мир прекратит своё существование». Именно поэтому позиции православных конфессий различаются незначительно.