Есть всё же есть плюс от санкций США против СП-2 — обнажение сути российской публичной дипломатии.
Козак: «Сегодня состоятся консультации между минфином США и нашими европейскими партнерами, чтобы получить разъяснения, что означают эти санкции. Они сформулированы недостаточно четко. Они не понимают, европейцы, прежде всего, что это означает».
Пушков: «Посол США ... забыл упомянуть другую половину (стран ЕС), которая осуждает США за эгоизм и наплевательское отношение к Европе».
Косачев: «От европейских стран должна последовать решительная реакция отторжения этой силовой акции, силового бандитизма»
МИД РФ: «С интересом наблюдаем за тем, как США переходят знаковую грань во внешней политике, начиная вводить санкции, к которым Россия давно привыкла, против собственных союзников.»
Сложно представить себе что-то более жалкое. Я, право, сначала подумал, что это высказывания Брюсселя, Европейской службы внешних связей, МИД ФРГ.
Да, санкции введены против европейских компаний. Да, СП-ІІ чисто немецкий проект, который должен гарантировать сверхнизкие цены для Германии и контроль над поставками российского газа в Европу со стороны Германии.
Но всё же, европейцы большие мальчики с достаточно глубокими традициями и могут постоять за свои интересы и сами (тем более, что СП-2 выгоден им, а не России). Россия не просто не обязана так впрягаться за ЕС, даже против США — это попросту неприлично и противоречит международным нормам поведения.
Игра на стороне «хорошего ЕС» против «плохих США» это результат разрешения ложной дилеммы. Для русских представлять ценность могут только интересы России — и не потому, что Россия хорошая или плохая, а потому, что она своя. Без декларирования национальных интересов Россия превращается из субъекта международных отношений в инструмент разборок между центрами силы.
Это один из главных бичей внешней политики России — оправдывать свои действия не национальными интересами, а справедливостью, международным правом, желанием поддержать законное правительство. Бич советских времён. Именно поэтому Россию так охотно прикладывают санкциями, а политиков и дипломатов не слушают. Они утонули в абстракциях и рассуждениях про справедливость и право, но при этом есть ощущение, что они представляют не российское государство, а пытаются быть каким-то наднациональным судьей, арбитражем, неподкупной фигурой. Роль, которую Россия не тянет (и никто не тянет), и которая России и миру не нужна.
По словам Лаврова, для него решение США о возможных новых санкциях – это «очень труднопонимаемая ситуация», потому что большинство конгрессменов, членов Палаты представителей, сенаторов, прежде всего Демократической партии США, он знал либо заочно, либо напрямую.
Это демонстрирует бессмысленность трат на МИД РФ, при этом по признанию самого же Лаврова. Внешнеполитическое ведомство не в состоянии конвертировать знакомства и контакты в продвижение позиции России. Россия оплачивает говорильни, по результатам которых Россию кидают на миллиарды долларов и забирают сферу влияния.
Расклад полностью объясняет ситуацию с Беларусью. «Батькины эксперты» и отдельные ведомства РФ не реагировали (и не реагируют) на рост белорусского национализма, многовекторность и проникновение западной сети в Беларусь, пока этим управляли (и управляют) условные европейцы, тот же фонд Конрада Аденауэра в случае Минского диалога (к слову, Пушков, рвущий за ЕС на груди тельняшку, как раз ездил на форум Диалога). Наоборот, вполне можно сказать, что именно европейское лобби в России санкционировало дерусификацию и трансформацию Беларуси в «мост» под контролем Западной Европы.
А вот когда Лукашенко, ожидаемо, вляпался в Болтона и американцев, ресурсы и эксперты, которые молчали о процессах в РБ с 2011, неожиданно начали голосить: «мы так не договаривались». Такое же, кстати, произошло с украинским майданом.