
«Эксперимент следующий. Респондентам показывают один и тот же фильм автомобильной аварии, после этого людей разделяют на две группы. Респондентам задают почти одинаковые вопросы: немного отличаются формулировки.
Первая группа: С какой скоростью ехали автомобили, когда они столкнулись друг с другом?
Вторая группа: С какой скоростью ехали автомобили, когда они врезались в друг друга?
Ответ первой группы: средняя скорость, собранная с респондентов по отдельности, составила 54 км/ч. Ответ второй группы: 66 км/ч, на 12 км/ч быстрее по сравнению с первой группой.
У этих же групп через неделю после проведения эксперимента спросили, видели ли они разбитое стекло на экране (на самом деле разбитого стекла не было). В первой группе 14% зрителей видели разбитое стекло, а во второй эта доля увеличилась до 32%. Получается, что сам вопрос заставил людей «увидеть» разбитое стекло, а в группе, в которой формулировка вопроса намекала на стекло, это влияние оказалось ещё больше».
Источник цитаты