Издержки фокализма Склонность фокусироваться на отдельном событии и забывать о том, что в будущем случится ещё целая куча всего, что повлияет на наше счастье, ученые назвали
фокализмом (Schkade & Kahneman, 1998; Wilson et al., 2000). Для любителей ёмких английских выражений: уже
знакомый нам Канеман (везде-то он поспел) описал эту особенность мышления так:
what you see is all there is. Отчасти фокализм корректируем: например, футбольные фанаты уверены, что победа или поражение их любимой команды будет иметь решающее влияние на их настроение. Но стоит напомнить им о том, какие еще дела и проблемы их ждут - дедлайны на работе, починка машины, визиты к родственникам и так далее, - и они корректируют прогноз, уменьшая значимость игры (Wilson et al., 2000).
Иначе говоря, суть фокализма в том, что по умолчанию мы принимаем в расчет не все возможные факторы, а только то, что прямо сейчас в фокусе нашего внимания. И если вам кажется это самоочевидным, то возможно вы не в курсе, что добрую половину двадцатого века все социальные науки, включая прикладную экономику, видели человека как такое бесконечно рациональное существо, - homo economicus, - которое всегда берет в расчет всю доступную ему информацию, или готов тратить бесконечные ресурсы на ее поиски. Канеману дали Нобелевскую премию по экономике как раз то, что он убедительно показал, что эта предпосылка неверна. Фокализм - один из примеров, демонстрирующий, насколько наша способность работать даже с доступной нам информацией сильно лимитирована.
Счастье в ведении или в неведении?
Копая феномен аффективного прогнозирования глубже, ученые получили интересные результаты про связь аффекта с интерпретацией событий. В одном эксперименте посетителям библиотеки внезапно дарили один доллар. Банкнота была прикреплена к карточке с коротким текстом. Это была либо не особо понятная фраза (например, "The Smile Society"), - либо чуть более подробный текст, объясняющий, что произошло ("Who are we? The Smile Society. Why do we do this? We like to promote random acts of kindness" и т.п.).
Представьте себя на месте такого участника. Допустим, вам, как и подавляющему большинству людей, это подарок немного повысит настроение, - как говорится, мелочь, а приятно. Как вы думаете, в каком экспериментальном условии вы будете
более рады: когда объяснение на карточке будет коротким и непонятным - или более внятно объясняющим, что произошло?