33 года назад, 4 октября 1988 года, в 4:33 по уральскому времени на станции Свердловск-Сортировочный произошёл взрыв вагонов с тротилом и гексогеном. Взрывная волна распространилась на километры, дома вблизи эпицентра были разрушены, а стёкла выбило даже в зданиях ТЮЗа и театра Музкомедии, что в 8 километрах от взрыва. Погибло 4 человека, все — работники станции. Только благодаря раннему утру удалось избежать большого количества жертв — на улицах рядом с эпицентром народу не было. Колёсные пары вагонов потом находили во дворах жилых домов, а автосцепка с центнер весом, говорят, прилетела аж на ВИЗ.
Мне во время этого взрыва было 4 месяца, и находился я в доме на Черепанова, 30, в 4 км от взрыва. Не знаю почему, но у меня отложились чёткие обрывочные воспоминания о разбитых стёклах в подъездах этого дома — хотя, судя по возрасту, запомнить я, конечно, ничего должен не был. Возможно, ложная память.
Об этом взрыве в Екатеринбурге знают если не все, то многие, но немногие знают, что три крупнейшие железнодорожные катастрофы позднего СССР, в число которых вошёл и взрыв на Сортировке, переплетены множеством случайных совпадений.
Первое совпадение в том, что эта авария произошла ровно спустя 4 месяца после схожей ж.д. катастрофы — когда на станции Арзамас 4 июня 1988 года так же взорвались вагоны с тротилом и гексогеном (тогда жертв было больше — погиб 91 человек, в том числе 17 детей).
А спустя 8 месяцев после Сортировки и ровно 1 год после Арзамаса, 4 июня 1989 года на перегоне Аша — Улу-Теляк на границе Башкирии и Челябинской области произошла крупнейшая по числу жертв железнодорожная катастрофа, когда в результате взрыва газа на воздух взлетели два пассажирских состава. Погибли, по разным данным, от 575 до 645 человек, треть из них — дети. Взрыв произошёл по причине повреждения газопровода трактором и последующего накопления газа в горной долине. Ещё одно совпадение здесь было в том, что взрыв случился ровно в момент прохождения двух поездов: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск.
Эта серия катастроф (здесь упомянуты только железнодорожные, а были ещё и другие) стала предвестником заката Советской империи, продемонстрировала разлад в системе госуправления, накопившиеся за долгие годы проблемы таким образом вырвались наружу. Сейчас в России тоже участились техногенные аварии. Норильск, Шемур, Нёнокса, экологическая катастрофа на Камчатке, разлив нефти на лукойловском нефтепроводе в Коми... Это только то, что сходу приходит на ум. Благо, хоть человеческих жертв столько нет. Но это только прямых жертв — а сколько погибнут из-за отравления окружающей среды в ближайшие годы, десятилетия? И причины последних аварий, а также реакция на них говорят о том, что с государством сейчас тоже, мягко говоря, не всё в порядке. Возможно, даже в большей степени не в порядке, чем в позднем СССР.