Один важный текст, утащил с Пикабу.
Почему трудно устроиться программистом? Взгляд со стороны руководителя.
В последнее время на рынке IT-труда стало неспокойно - пришёл COVID, возросла безработица, активировались инфоцыгане, и многие люди обратили взор на перспективную профессию разраба. Однако не всё тут просто, и последние посты с возмущением на тему того, что джунам практически нереально найти работу, побудили меня таки накатать пост на тему того, как найм выглядит со стороны работодателя. Поэтому, если вы начинающий разработчик, или только задумываетесь таковым стать, этот пост для вас ;)
Сейчас начинающим разрабам найти работу сложнее всего - резко возросла конкуренция. Стараниями инфоцыган утвердилось мнение, что "программистом может стать каждый, профессия востребованная, а начать никогда не поздно". Однако, надежды новоявленных кандидатов разбиваются о реальность - профессия программиста имеет высокий порог вхождения. За возможность начать работать джуниором идёт очень серьёзная конкуренция, а слова про высокую востребованность относятся лишь к категории миддл и выше. За примерами далеко ходить не надо - на Пикабу недавно были публикации о том, что работодатели открыто дают от ворот поворот выпускникам курсов.
Конечно, IT-компании требовали "от миддла и выше" всегда. Так почему же, если работодателям нужны миддлы, они столь неохотно берут джунов с целью вырастить его и получить лояльного работника? Основных причин две.
Первая - это тяжело. Многие компании действительно готовы брать джунов - проблема в том, что любой руководитель в команде разработки может позволить себе иметь лишь небольшое количество джунов. Основную часть сбалансированной команды должны составлять миддлы/сеньоры. Мой личный опыт показывает, что в нормальной команде разработки не должно быть более 20% джунов, иначе темп разработки просядет, а вероятность ошибки существенно возрастёт. Печальные примеры пренебрежения этим правилом, вероятно, известны и вам - в IT не раз случалось такое, что опытные разработчики уходили из-за плохих условий (или выгонялись из-за высоких запросов), а на их место приглашались малоопытные, и через какое-то время разработка попросту вставала, качество продукта резко падало, а босс влетал в долги перед заказчиком.
Поэтому, если вам ответили - "руководство требует от миддла и выше", это ещё не значит, что джунам тут не рады. Возможно, работодатель уже набрал лимит джунов и теперь ищет варианты усилить команду. Именно по этой причине я и сам долгое время предъявлял нашему HR такое же требование - пока я своих джунов не прокачаю, новых мне не потянуть.
Вторая причина, из-за которой многие работодатели не берут джунов вообще - это большой риск. Никакие меры не дадут вам гарантии, что на выходе вы получите лояльного миддла.
Почему так? Лучше всего показать на примере. Давайте представим себя на месте руководителя, и посмотрим, что будет, если мы возьмём джуна. И здесь нас ждут проблемы: работник, не добравшийся хотя бы до грейда джун+ - это работник, который пока что бесполезен. Его полезность заключается в перспективности - в расчёте, что он прокачается, и наше время и силы окупятся. А пока что наша задача - постоянно его обучать и приглядывать за ним, чтобы помочь ему избежать ошибок. Мы тратим не только своё время (стоящее денег, между прочим), но и время разрабов-наставников, и аналитиков, и тестировщиков. Из-за этого скорость разработки снижается, дедлайны... Дедлайны остаются, ибо они есть всегда. Мы ведь в курсе, что в отрасли вечный кадровый голод?)
Итак, мы тратим много времени и сил на взращивание джуна. К счастью, период "полной бесполезности" долго это не длится, через какое-то время новичок осваивается, контроль над ним можно снижать. Разраб прокачивается до уровня джун+ не раньше, через полгода-год, и тогда-то он начинает приносить компании прибыль. Но скорость и качество хромают на обе ноги, а дедлайны продолжают поджимать. Наш джун прокачивается, скорость работы потихоньку растёт, мы проводим его через аттестации, стимулируем его на рост.