Установки и психологическая гибкость
Часть 1.
Мне видится очень терапевтичной концепция, которую предлагает психологиня Кэрол Дуэк (спасибо феминитивам, за возможность видеть женщин в науке!). Дуэк и коллеги описывают две полярные группы убеждений, которые влияют на нашу мотивацию, самооценку и на психологическую гибкость в целом.
Первая группа убеждений описывается как "установка на изменения". Этот взгляд подразумевает принятие текучести нашей личности, принятие изменчивости наших навыков, копингов и знаний. Признание развития и рецидива как нормы.
Вторая группа называется "установкой на данность". Люди, разделяющие этот взгляд, склонны описывать себя и окружающих с точки зрения постоянных характеристик.
Установки влияют на то, как мы осмысляем происходящее. В одной и той же ситуации, мы можем действовать по-разному, исходя из этих разных групп убеждений.
Если я смотрю на себя через призму установки на данность, то я вероятно:
▪️ Интерпретирую неудачи как свидетельства моей дефектности, ведь записываю ошибки на счет своей неизменной личности.
▪️Теряю всякий интерес к делам, которые не приносят мгновенное поощрение, ведь если сложно - значит нет таланта.
▪️Тону в чувстве стыда, когда что-то делаю не так, ведь другие поймут, что я неидеален (как личность).
▪️Сомневаюсь, что когда-либо что-то изменится, ведь "не дано".
▪️Обесцениваю свой опыт и эмоции, тк ориентируюсь на результат (Любви не было, ведь она прошла).
Если я руководствуюсь установкой на изменения, то:
▪️Я могу позволять себе принимать неверные решения, а неудачам случаться. Я могу учиться на реальном опыте, без необходимости поддерживать образ отличника во всем.
▪️Могу сохранять упорство, в работе над собственными навыками. Мое старание — уже заслуживает уважения!
▪️Смотрю на других, как на таких же меняющихся людей. Мне необязательно их стесняться и играть правильную роль.
▪️Замечаю как мир меняет меня и как я меняю мир. Могу прикладывать силы, чтобы эти изменения направлять!
▪️Наблюдаю и признаю свой опыт, эмоции, ведь я учусь (живу) в каждый момент времени.
×××
Концепция не была бы терапевтичной, если бы осталась в таком виде.
Как установки формируются и как переосмысляются: в следующей части. Но я полагаю, вы уже можете заметить, как воспитание и среда влияют на наше восприятие