С именем Э. Фромма связана разработка понятия «социальный характер»,
обозначающего сумму личностных качеств, в которых своеобразно
преломляются исторически сложившиеся общественные отношения. Э.Фромм
разделил все разновидности характера на блоки непродуктивные и
продуктивные, а также описал пять типов «социального характера»:
1. Рецептивный тип, отличающийся пассивностью, зависимостью,
поиском внешнего подкрепления одобрения и поддержки, убежденностью в
том, что все необходимое для полноценной жизни можно получить от других.
2. Эксплуатирующий тип, стремящийся достичь поставленных целей за
счет усилий других людей, манипуляций ими, обладания и заимствования,
эгоцентричен и не склонен к творчеству.
3.Накопительный тип, пытающийся решить основные жизненные
проблемы путем накопления материальных или иных благ, тяготеет к
прошлому, страшится всего нового, отличается ригидностью,
подозрительностью.
4. Рыночный тип базируется на отношении ко всему, в частности к
личности, как к товару, стремится к внешней привлекательности при
поверхности контактов с окружающими. Основной девиз: «Я такой, каким вы
хотите меня видеть»; представляет собой продукт рыночного общества.
5. Продуктивный тип – независимый, творческий, социально активный,
способный к безусловной любви и созиданию.
Таким образом, Характер – это совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности, складывающихся и
проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные
способы поведения.