Описание Гринберг ПРЛ дает такое:
«Пограничный клиент - это обычно тот, кто был эмоционально вознагражден за то, что не отделился от своих родителей, или, наоборот, тот, кого наказали лишением любви за попытку отделиться и стать независимым функциональным взрослым. Вместо этого этих клиентов поощряли оставаться зависимыми от жизни своих родителей и участвовать в ней после того, как это было нормальным или желательным. Это может принимать разные формы.»
Б. Теперь диагностические критерии клиентов с личностной адаптацией (они же расстройства личности), это же более широкое понятие, чем ПРЛ, но применимо и к ПРЛ тоже:
(1) Им не хватает реалистичного целостного представления о себе и других.
Клиенты с «адаптацией личности» склонны рассматривать себя и других крайне и поляризовано: либо полностью хорошими, либо полностью плохими, особенными и уникальными, никчемными и неполноценными.
(2) Им не хватает «константности объекта».
Им не хватает способности поддерживать позитивную эмоциональную связь с кем-то, когда они злятся, расстроены или разочарованы этим человеком.
(3) Их способность видеть других серьезно ограничена прошлыми неудовлетворенными потребностями в надлежащем воспитании.
Клиенты с личностной адаптацией склонны проецировать свои неудовлетворенные потребности в отношении с родителями на других. Затем они злятся и разочаровываются, когда другие люди не играют той роли, которую они им отводили. Они также склонны упускать важные сигналы, которые могут сказать им, что их ожидания от другого человека неуместны.
(4) Они постоянно ищут особенного человека, который сделает для них то, чего не сделали их родители, чтобы они могли возобновить прерванный эмоциональный рост.
(5) Они полностью идентифицируют себя со своим «ложным я» и верят, что оно представляет собой истинную и полную картину того, кем они являются.
Вместо того, чтобы спонтанно и радостно узнавать о том, что им нравится и чего они хотят сейчас, они продолжают вести себя, отражая шаблоны, установленные в детстве. Внутри они могут чувствовать неопределенную и бесформенную боль и ощущение, что чего-то не хватает, они не знают, что это такое и как это получить.
Общие трудности клиентов с личностными адаптациями:
(1) Их проблемы затрагивают всю личность.
(2) Их проблемы серьезнее, чем у среднестатистического клиента.
Этим клиентам трудно вести себя последовательным и надлежащим образом во многих сферах своей повседневной жизни. В крайних случаях эти проблемы иногда мешают им сохранять работу, или формировать удовлетворительные отношения, или заботиться об их основных потребностях, таких как: достаточный сон, обращение за соответствующей медицинской помощью и обладание крыши над головой.
(3) Их проблемы в основном эго-синтонные.
Под эго-синтонным я подразумеваю, что клиент считает, что определенный образ мышления или поведения, независимо от того, насколько он дисфункциональный или странный, является неотъемлемой частью его личности. Это ощущается, как норма.
(4) Их сложности уходят корнями в раннее детство.
(5) У них часто бывает детская амнезия.
Многие из клиентов очень мало помнят о своем детстве, и то, что у них есть, состоит из фрагментов без целостности.
(6) Нарушена их способность видеть себя и других реалистично.
Люди либо полностью хорошие, либо полностью плохие, и это восприятие иногда может быстро измениться на обратное.
(7) Описание их проблем часто очень расплывчаты.
"знаю, что я не счатлив(а) Раньше я проходил(а) терапию, но перестал(а). Я не помню почему".
(8) Стимулы, вызывающие стресс - характеристика давней проблемы.
Например, клиенты, у которых есть пограничные проблемы, часто приходят на терапию после разрыва романтических отношений. Они чувствуют себя брошенными, злыми, обиженными, отвергнутыми и безутешными. Эти чувства им очень знакомы. Каждая потеря или разлука может вызвать глубокое чувство покинутости, даже если они были инициаторами разлуки.