Общероссийский лидер безрецептурки – Bayer. Объяснять не нужно: наши люди привыкли доверять немецкому качеству.
Основной сегмент компании в аптеках – средства по уходу за кожей, линейка витаминов Супрадин, Берокка и т.д.
Почти весь (за редким исключением) ОТС-сегмент Bayer можно смело и честно называть БАДами и косметикой. Упрощенная регистрация, меньше мороки с досье, нет проблем с маркировкой.
Компания «несет ценности» не только пациентам, но и врачам: второй год подряд немецкому концерну удается выбиться в лидеры по объему выплат медицинским сотрудникам, организаторам НКО и чиновникам. В прошлом году размер выплат
превысил полмиллиарда рублей.
В тройку лидеров вошла отечественная «Отисифарм». Компания выделена из «Фармстандарта» и унаследовала ряд его безрецептурных хитов (а также манеру общаться с журналистами). Самым ходовым товаром в этом году безусловно был и остается Арбидол – свыше 1,6 млрд руб. розничных продаж.
Сыграть на нервах соотечественников тоже не грех: продажи Афобазола – безрецептурного транквилизатора с недоказанной эффективностью, принесли «Отисифарм» свыше миллиарда рублей.
Головная компания «Фармстандарт» сделала 2,5 млрд рублей на «классике». Пятерка драйверов роста: препарат для поддержания печени Фосфоглив (такой же бессмысленный аналог дорогущего Эссенциале, только, зачем-то, с солодкой), Комбилипен (комбинация витаминов В),
Корвалол и Ингалипт. Год от года продажи знакомых с детства брендов только крепнут.
Из 6 млрд выручки в аптеченом ритейле 3,4 млрд «Валенте» принес бесполезный при инфекциях Ингавирин. Сумму скромнее – 360 млн рублей «Валента» заработала на куда более действенном (чем Афобазол) Феназепаме.
Есть и грустные кейсы: венгерская Gedeon Richter, упавшая в продажах почти на 4%. Есть мнение, что компания намеренно сокращает ассортимент своих довольно неплохих дженериков и готовится к уходу с российского рынка (как минимум 5 регудостоверений Gedeon уже отозвал).