Минпромторг
Дениса Мантурова, «Ростех»
Сергея Чемезова и ОАК
Юрия Слюсаря намерены аккуратно похоронить проекты обновленного «Суперджета» – SSJ-NEW и SSJ-130. Потому что «
иностранные партнёры, которые поставляют готовые системы для наших самолётов, кто-то гласно, кто-то негласно проинформировали наших авиастроителей, что ни по действующим контрактам, ни по новым контрактам взаимоотношений с нашими авиастроителями продолжать не будут». Вот так неудачно, но закономерно, заканчивается история кооперации российского и западного авиастроения.
В контексте этого вспоминается многолетняя борьба и усилия руководства Татарстана по защите интересов отечественного авиастроения – так и не вошедший в серию Ту-214, а также торпедированные проекты регионального Ту-324 и ближнемагистрального Ту-334. Все эти проекты были отечественной разработки и для своего времени вполне конкурентоспособными. Да, ахиллесовой пятой у них считались двигатели, но и в этом направлении шла успешная работа, например, по проекту Аи-22 для Ту-324.
Теперь уже очевидно, что одним из главных врагов отечественного авиастроения стал экс-глава компании «Сухой»
Михаил Погосян, который в своё время приложил титанические усилия, чтобы окончательно похоронить советскую школу в лице КБ Туполева. Тем самым был нанесён огромный ущерб интересам и России, и Татарстана. И всё для того, чтобы монополизировать освоении государственных средств, продвигая крайне сырой и неудачный проект Sukhoi Superjet 100. Неудачный не только с точки зрения низких эксплуатационных качеств, но и по причине того, что в данной машине две третьих комплектующих иностранного производства. В частности, авионика, двигатели, кислородная система – французские. Отечественной разработки только конструкция планера.
Теперь же, в условиях нарастающих антироссийских санкций и противостояния с Западом стало очевидно, что России необходимо полностью отказаться от иллюзий в возможности кооперации в сфере авиастроения с европейскими и американскими компаниями. Уже в 2014 году стало понятно, что перспектив здесь нет и это надолго. А значит следует полностью переключиться на развитие отечественных разработок, в том числе в такой чувствительной сфере, как авионика.
Кстати, авторитетный в авиационных кругах советник премьер-министра Татарстана по авиастроительному комплексу
Назир Киреев ещё несколько лет назад подготовил для руководства республики записку, где осветил проблему программных закладок в западном оборудовании, позволяющих разработчику дистанционно управлять им вплоть до остановки. Тем самым он обосновывал необходимость опоры на собственные ресурсы, учитывая вероятные риски обострения отношений с Западом. Случай с закупленными Газпромом австрийскими компрессорами, остановленными дистанционно несколько лет назад, подтвердил актуальность этой проблемы.
Теперь же уже и лоббисты западных интересов в российском авиастроении осознали, что сотрудничеству пришёл конец. Но за то время, пока пришло это осознание, они, к сожалению, успели похоронить немало перспективных отечественных проектов.