А теперь давайте таки обсудим катастрофу самолета Boeing 737 авиакомпании МАУ в Иране 8 января 2020 года. Конспирологии не будет, будет нечто куда более интересное: иерархия и взаимоотношения командных структур.
Есть такое понятие: предпосылка к инциденту, то есть нарушение/отклонение, которое, при определенных условиях, может вызвать инцидент. В данном случае – обстрел гражданского самолета, в свою очередь, повлекший за собой катастрофу.
В событиях 8 января 2020 года такой предпосылкой стала организация сил ПВО Ирана, структурно разбитых на две автономные части. Во-первых, это силы ПВО страны в составе армии, существовавшие исходно как часть сухопутных войск, затем, с 1950-х годов, как часть ВВС, а с 2008 года как самостоятельный род войск.
Во-вторых, это войска ПВО в составе аэрокосмических сил Корпуса стражей исламской революции.
До недавнего времени обе структуры стыковались только на уровне генштаба Вооруженных сил, созданного в 1989 именно для координации действий КСИР и армии.
В 2008 году произошло еще одно изменение. Армейские силы ПВО, как уже отмечено, выделились в самостоятельную структуру, и было создано отдельное командование ПВО (база ПВО "Хатам аль-Анбия" –قرارگاه پدافند هوایی خاتمالانبیا), в качестве надстройки, координирующей действия собственно военных ПВОшников и ПВО КСИР.
При этом организационную независимость силы ПВО КСИР, естественно, сохранили.
Если пытаться анализировать разницу между ними и армейцами, то главной задачей КСИР является все же объектовая ПВО, то есть защита особо важных объектов (включая ракетные базы, заводы и тд). В одном из таких подразделений и нес службу "отстрелявшийся" "Тор".
При этом, учитывая весь опыт последних десятилетий, когда США успешно выносили централизованные системы ПВО, в сочетании с общим дефицитом современных средств управления частями и соединениями ПВО, командирам на местах даны довольно широкие полномочия.
Что именно произошло утром 8 января? По доступной информации, обнаружив цель во внеурочное время и в ожидании возможной американской атаки, командир, не сумев быстро связаться с непосредственным руководством, принял решение об атаке.
Следствию еще предстоит детализировать произошедшее, но вот здесь и сейчас можно уже с достаточной долей уверенности сказать, что основной причиной стало отсутствие работоспособной и постоянно действующей структуры, контролирующей воздушное движение в автоматическом режиме, при наличии которой конкретный комплекс ПВО даже возбудиться бы на обнаруженную цель был не должен – АСУ, получая информацию с нескольких источников, включая средства управления воздушным движением, ее бы с самого начала определила как гражданский самолет.
Но для такой работы требуется единая система ПВО, отвечающая за воздушное пространство страны в целом, а не административная надстройка над двумя автономными структурами с богатой историей межведомственных склок.
На втором и последующем уровнях уже находятся прочие решения, включая аппаратное обеспечение этой структуры, радиотехнических и собственно "стреляющих" подразделений.
Возможно, конечно, что случившееся как раз позволит иранским военным поднять вопрос об объединении сил ПВО армии и КСИР в целом (а не через надстройку сверху), но что-то мне подсказывает, что быстро это сделать не получится, если получится вообще.