Научно-техническое сотрудничество и его реформы
В РАН придумали концепцию советников по научно-техническому сотрудничеству при посольствах и представительствах в тех странах, где велика концентрация международных организаций.
Советники должны будут заняться продвижение «мягкой силы» России, улучшать ее имидж, готовить проекты соглашений по научно-техническому сотрудничеству.
Инициатива ставит несколько проблем.
Самая очевидная – если требуются позиции советников, то чем тогда вообще занимались эти годы Россотрудничество и его Российские центры науки и культуры? Ответ прост – работа по научной линии практически полностью провалена. Очевидно, что «научная составляющая» из Россотрудничества и деятельности РЦНК должна быть выведена – останутся лишь культура, искусство, русский язык и прочие общественно-гуманитарные проекты. Но пока что с подобным решением медлят.
Впрочем, встает вопрос о высшем образовании – кто будет продвигать его? Ведь нам необходимо резко увеличить приток иностранных студентов. Судя по всему, эти функции – продвижение российских университетов за рубежом – можно было всерьез усилить в работе Россотрудничества. Однако, перед этим ведомству и его центрам не помешал бы комплексный аудит эффективности работы.
Второй проблемой станет противодействие между РАН и МИД, поскольку руководству явно не понравится частичная передача функционала от подведа к РАН, а послам - еще один прикомандированный сотрудник в штате, тем более неопытный в дипломатических делах, незнакомый с дипломатическим этикетом и протоколом и т.п. Если речь идет о структурном подразделении – требуется его наполнение сотрудниками. А тогда – и трансформации в центральном аппарате. Совершенно неясен статус советника, будет ли он кадровым дипломатом, как вообще объяснять ученым, что такое дипломатия, что можно, что нельзя.
Дилеммы остаются очевидными:
1. Взять кадрового дипломата, который может не сильно разбираться в науке, зато не навредит с политической точки зрения.
2. Взять достаточно серьезного ученого, который всю жизнь занимался наукой и мыслит идеалистически-космополитически. Его надо учить дипломатии, контролировать, исправлять ошибки и потом еще объясняться перед Москвой за все фантастические инициативы.
Спорны и задачи, которые ставятся перед советниками – помимо общения на научные темы. Облегчение международных контактов и заключение соглашений возможно лишь в плане личных бесед. Эти документы готовятся по официальным каналам, с участием МИДа и заинтересованного министерства – в нашем случае это почти всегда будет Минобрнауки. Кстати, в Министерстве науки и высшего образования за международные вопросы отвечает первый замминистра Григорий Трубников, что весьма положительно сказывается именно на научно-дипломатических аспектах работы.
Вообще, как прокомментировали нам некоторые источники, с циничной точки зрения складывается ощущение, что академики готовят себе зарубежные синекуры, чтобы за государственный счет можно было пожить в комфорте и повариться в соответствующей атмосфере.
Курировать процесс в АП будет Андрей Фурсенко, который и сам, думается, в какой-то момент не отказался бы от подобного зарубежного поста в хорошем посольстве западной страны. Подключение управления общественных проектов говорит также о том, что ведомство Кириенко будут следить за тем, чтобы деятельность подобных советников все же была увязана с магистральными научно-технологическими задачами страны.
Также остается неясным логическая стыковка советников и продвигаемой президентом РАН Сергеевым идее о зарубежных представительствах РАН (не могут же они быть структурными подразделениями посольств). Судя по всему, это вещи альтернативные – одновременно их запускать смысла не будет.
Безусловно, точечная работа – с теми же европейскими международными организациями и странами-лидерами в области науки – необходима. Но вот насколько успешно она будет организована и запущена, и как найти баланс ученых и дипломатов – это серьезные и весьма болезненные вопросы.
https://rtvi.com/stories/nauchnaya-diplomatiya-pustit-korni/