Польша говорит «гендеру» до свиданья!
Польша начнет процедуру выхода из Стамбульской конвенции.
Министр юстиции Польши Збигнев Зебро отметил, что
причины выхода – идеологические. Польское правительство не поддерживает идею о «построении так называемого социокультурного пола в противовес биологическому».
Речь идет о так называемой «квир-теории», согласно которой «гендер» и сексуальная ориентация определяется не столько биологическим полом, сколько социокультурным окружением и половым воспитанием. По мнению многих экспертов, именно эта теория имплицитно заложена в Стамбульскую конвенцию под видом защиты женщин от насилия (что само по себе конечно благая цель).
Честно говоря, поступок польского правительства вызывает уважение, поскольку это вызов для доминирующего на Западе леволиберального дискурса, который насаждает явно односторонний взгляд на человеческую природу. И этот дискурс уже давно активно распространяется и на постсоветском пространстве.
К примеру, книгу Джудит Батлер – одного из основных авторов и разработчиков «квир-теории» –мне подарил один из сотрудников киевского фонда «Возрождение» в начале 2000-х. Этот фонд является частью международной сети фондов «Открытое общество», который финансируется Джорджем Соросом.
Убежден, что теория гендера не сочетается с христианской антропологией. И критический анализ «квир-теории» является одной из главных задач для христианской философии и богословия, если они хотят отстоять христианские принципы в достаточно агрессивном современном дискурсе.
Как ни парадоксально, этот дискурс во многих аспектах можно назвать морально устаревшим, учитывая философские достижения и теории XX века.
Если говорить кратко, то «квир-теория» по большому счету является органическим следствием «проекта модерна», фундамент которого заложил в 17 веке Рене Декарт.
Исследователи подчеркивают, что одним из главных признаков новоевропейской метафизики является «метафизический отказ от тела», который украинская исследовательница Ольга Гомилко метко называет «десоматизацией».
Бытие человека в этом контексте сводится к самосознанию, благодаря чему новоевропейскую философию называют еще «философией самосознания».
Декартовское «когито» «расслоило» человека на «вещь мыслящую» и «вещь протяженную», заложив основу для двух ложных перспектив рассмотрения проблемы телесности (а значит и проблемы пола и сексуальной ориентации) – конструктивизма и натурализма.
На мой взгляд, христианская антропология (с учетом философских достижений - например М.Мерло-Понти и т.д.) может дать актуальный ответ на вопрос о природе пола и сексуальной ориентации, а также о причинах возникновения их отчужденных форм.
Тело (плоть) – это не конструктор, из которого можно лепить все что угодно. А человек это не только унифицированное самосознание или унифицированный субъект прав. Мужская и женская телесность имеет свои особенности (не только физиологические), которые должны учитываться при решении многих современных проблем, в том числе и церковных. Например, проблемы женского священства (которую некоторые богословы пытаются решить при помощи феминистических и гендерных теорий, уходя от подлинной христианской перспективы).
Для понимания направления, в каком необходимо работать для решения этих проблем, рекомендую книгу О.Гомилко (хотя и не со всем в ней согласен).
#Алексей_Смирнов