Если вы оказываетесь в регионе, который движует автономно и отсылает далеко свое "основное" государство и вы в движении что-то решаете, из альтернатив у вас впереди четыре основных (или всего): ирредента с материнским государством, признание независимости, существование в серой зоне и возвращение в отеческую обитель "основного" государства.
Попробуем разобрать эти сценарии, необходимые для их осуществления данности и основные опасности. Начнем с модной ирреденты.
Она возможна только при наличии материнского государства. Подчеркнем: не страны, а государства. Присоединяющее государство должно иметь соответствующую политико-теологическую и правовую прошивку - с политическим субъектом, представляющим его интересы. С прописанным в конститутивных властных документах правом на воссоединение и принятие соотечественников, причем соотечественников по крови (как у авторов и жертв холокоста после второй мировой). Такое положение дел задаст государству соответствующее целеполагание, которое он будет вынужден придерживаться любой властный субъект, доминирующий в государстве: как вынужден придерживаться многонациональности и подавления призрака русской субъектности "русский националист в хорошем смысле этого слова".
Далее, сам политический субъект, действующий через государство, должен иметь своими программными принципами воссоединение. Тогда он лишается возможности лавировать без потери лица.
Повторим: это не "поправка о государствообразующем" и "наши люди будут стоять за мирными жителями", а прямое проговаривание в конститутивных актах - прямых политических прав конкретного субъекта, в прошивке субъекта - прямое проговаривание воссоединения народа как политического принципа и цели.
Субъект-воссоединятор должен прямо проговаривать свое целеполагание и давать соответствующие гарантии - и через публичные декларации, и через соответствующие НПА. Эта необходимость при ее обеспечении задаст субъекту неизбежный вектор на легализацию ирреденты в глазах ключевых мировых субъектов, от которых собственно и зависят протестующие легализующие решения. Яркий антипример - Милошевич: за лозунгом "никто не посмеет обидеть сербов" не стояло программного принципа, публично отстаиваемого - о воссоединении. Соответственно при давлении со стороны Белград оперативно откатился от поддержки сербских республик, и властвующий субъект сохранил власть на лишних восемь лет: нечего было предъявить по существу.
Легализация ирреденты возможна только при выстраивании диалога с государством, от которого откалывается регион. Диалог может идти через артиллерийские залпы, прерываться, содержать себе самые нереалистичные предложения, но он должен вестись, чтобы ирредента имела легитимность и следовательно могла осуществиться.
Материнское государство должно оказывать прямую помощь, демонстрируя этим готовность уступать за соотечественников в самой радикальной форме. Здесь раздача гражданства может стать инструментом давления на страну, от которой отделяется регион.
Все вышеперечисленное -необходимые внешние элементы осуществления ирреденты. Важно, чтобы присоединяющее государство было национальным - потому что ООН состоит из национальных слотов, и национальная риторика позволит обосновать территориальные изменения. Довольно ёмко об этом сказал и
Антон Громов : "Никакая «ирредента» в условиях антинациональной власти невозможна".
Если вы включились в движение, а вышеуказанных предпосылок нет - возможно, стоит присмотреться к паленым сигаретам и старому лендроверу. Лучше включиться вовремя в новую экономику, вырастающую вокруг "новой войны", чем своим участием продолжать обреченное на неуспех движение, которое похоронит тысячи ваших соотечественников и еще сотни тысяч превратит в бесправных жителей серой зоны.