Российская Федерация как наследие Ленина–Сталина
Асимметричная страна
В повседневной жизни мы называем свою страну Россией, но официальное ее название — Российская Федерация, что гораздо точнее обозначает суть ее государственности. Мы живем в федеративном государстве, в основу которого положена целая система определенных принципов. Мы смирились с ними, привыкли к ним и потому редко над ними задумываемся, хотя на самом деле эти принципы отнюдь не самоочевидны и на фоне федеративной практики других стран выглядят весьма своеобразно.
Во-первых, Российская Федерация асимметрична. Несмотря на то что в Конституции РФ, принятой в 1993 г., зафиксировано равноправие субъектов федерации, в ней же они наделяются разным правовым статусом: статусом области, национального округа, республики. Республики отнесены к рангу государств в составе РФ (ст. 5, ч. 2 Конституции РФ), они обладают собственной конституцией, могут устанавливать собственные государственные языки и пр. Области всего этого лишены: они не признаются государствами, вместо конституции имеют устав, который, в отличие от конституции, принимается законодательным собранием региона, а не путем всенародного референдума. На первый взгляд эти отличия не представляются существенными, но тем не менее они имеют системное значение для государства в целом. При всей «незначительности» отличий между статусом республики и статусом области никто никогда не пойдет на то, чтобы, например, преобразовать Республику Татарстан в Казанскую область.
Во-вторых, Российская Федерация построена сразу по двум схемам — по территориальной (так, сугубо из географических соображений проведены границы между областями, краями, никак не отражающие этническую специфику населения) и по национально-территориальной (часть субъектов, а именно республики и национальные округа, своими границами должны обозначать этнический состав населения).
Национально-территориальные образования считаются формой самоопределения народов России. Однако отнюдь не всем нациям, населяющим Россию, предоставлено право такого самоопределения. Если бы все это было бы сообщено какому-нибудь иностранцу, незнакомому с Россией, он бы логично предположил, что своих национальных республик не имеют только совсем малочисленные народы. Однако каково же было бы его удивление, когда ему бы сказали, что в национальном самоопределении отказано самому многочисленному народу России — русским. «Свои» республики есть у хакасов, карелов, но русских республик в составе РФ нет. Российская Федерация асимметрична потому, что в ее составе есть русские, она асимметрична по отношению к русским . Если вычесть русских из ее состава, то Российская Федерация была бы вполне симметрична и состояла бы из равноправных республик, построенных по единой национально-территориальной схеме. Пока же она состоит из этнически очерченных республик: Башкирии, Бурятии, Чечни и т.д.; и этнически безликих краев и областей: Рязанской, Кировской, Ивановской, Пермской... Опять же, наивный иностранец, посмотрев на карту России, решил бы, что она населена исключительно чеченцами, башкирами, хакасами, но никогда бы не подумал, что в ней живут русские. Также он никогда бы не поверил, что в Республике Хакасия проживает 80,3% русских и 12% хакасов (по переписи 2002 г.), и тем не менее народом, давшим название республике, все равно являются хакасы. Может быть, русские просто слишком рассеяны среди других народов, и именно поэтому русские республики создать невозможно? Но, например, по переписи 2002 г. только 36% татар живет в Татарстане, все остальные живут за его пределами, и это не мешает татарам иметь «свою» республику в составе РФ.
Несведущий иностранец, услышав все это, воскликнул бы в недоумении: кто же так обошелся с русскими, откуда такое неравноправие, кто же создал такое государство? Наверное, это были какие-то колонизаторы, которые, как в Африке, произвольно и по линейке прочертили границы, в полной уверенности, что негры не вправе задумываться о национальном самоопределении, а должны лишь послушно работать?