Кадровая губернаторская политика Кремля перешла на другой качественный уровень. Из вакханалии двухгодичной давности, когда группы из окружения Президента Путина рвали друг друга на кусочки деля губернаторские вакансии, сделаны серьезные выводы. Помните, самая острая борьба была вокруг Красноярского Края, где в итоге поставили Усса, достав его из политического небытия? Теперь кадровая политика переосмыслена и почти монополизирована АП. Каждый новый кандидат проходит обучение в Высшей школе государственного управления, где и проходят первые смотрины. Понятно, что традиционно работает силовая вертикаль с точки зрения отсутствия криминальных и коррупционных связей. Понятно, что смотрят профнавыки для исполнения полномочий главы исполнительной власти региона. Но, теперь к прежним критериям добавлена оценка способности вести прямую коммуникацию с населением, умение работать с социально-политическими рисками, возраст 45+-5 и удаленность от конкретных элитных групп. Эта идея понравилась Президенту Путину, и теперь элитные ходоки вынуждены проталкивать своих кандидатов сначала в ВШГУ, что ещё на входе берется на карандаш. Нынешний избирательный цикл ещё больше убедил Президента Путина в полезности новой кадровой работы: выходцы ВШГУ выиграли выборы с первого тура, без единого скандала, против того, что было прошлой осенью в нескольких регионах России (Приморье было самым скандальным). В итоге реальным бенефициаром новой политики стал Вайно, взявший кадровую работу почти под полный контроль и Кириенко, обеспечивающий многие подготовительные процессы. Конечно, остались исключения, например назначение Беглова в Питер, но это процессы иного значения из личных проектов Президента Путина.
...
Многие кандидаты в губернаторы получили результат далеко 60% и это породило новые политические эффекты. Во-первых, стало ясно, что губернаторы с таким уровнем доверия могут стать опорой федеральной власти для проведения реформ и эффективной реализации Нацпроектов. Во-вторых, это оценил и премьер Медведев, начав кооптирование губернаторов в партию "Единая Россия". Он контролирует губернаторов через вертикаль исполнительной власти, у него в руках федеральный бюджет, инфраструктурные и иные инвестпроекты, трансферты и целевое финансирование под инициативы регионов. Удаленность новых губернаторов от элитных групп окружения Президента Путина дала ему возможность опереться на них в реформе ЕР, не опасаясь фрагментирования партии на удельные княжества, и он будет продолжать эту практику. Уже поставлен вопрос о том, что кандидаты с партийным билетом не должны выдвигаться на выборы в качестве самовыдвиженцев. В-третьих, стало ясно, что ВШГУ выпускает гораздо больше "студентов", чем требуется для решения губернаторской кадровой задачи и мы уже видели ряд громких назначений в исполнительных федеральных органах.
…
А отложенный эффект заключается в том, что в среде российской управленческой элиты формируется свой «закрытый клуб», члены которого через 10 лет встанут во главе всех ключевых постов страны. Что-то подобное мы видели в начале 2000-х в ПФО, когда «Золотой кадровый резерв» Сергея Кириенко многие годы был поставщиком для назначений в регионы на разные посты и в госкомпании.