Аналогии. Вопрос введения платы за неиспользуемые электфросетвевые мощности стал наверно самым обсуждаемым вопросом в профессиональном сообществе. Некоторые торопятся оттоптаться на теме с якобы популистскими лозунгами о недопустимости подобного шага со стороны регулятора. Жаркие дискуссии на бизнес площадках навивают грустные мысли, что лоббисты крупных потребителей и даже некоторые энергетики, которые уж точно должны понимать последствия от простоя или неэффективного использования мощностей, опять топят только за себя, забывая про интересы государства. Да, ребята, тут мы говорим именно про баланс интересов бизнеса и государства, которое через «Россети» проводит политику развития электросетесовго комплекса, повышения качества услуг, снижения аварийности и т.д. Любители хайпануть запускают заголовки типа - «введение платы за резерв мощности» приведет к росту итоговых цен на электроэнергию для конечного потребителя, и ударит по МСП». Это конкретное изменение, не ударит и не приведёт. Цена на электрическую энергию (мощность) в основном зависит от затрат на содержание сетей и стоимости электроэнергии на оптовом рынке, а она от введения оплаты резервируемой максимальной мощности не изменятся от слова совсем, как и сбытовая надбавка. После введения финансовой ответственности за использование максимальной мощности, потребители, подключаясь к сетям будут более ответственно подходить к определению величины необходимой им максимальной мощности. Процесс перехода к оплате максимальной резервируемой мощности сильно растянут по времени, поэтому даже самые ленивые успеют взвесить свои потребности и отказаться от излишков мощности, которые могут быть перераспределены на других потребителей, конечно там где это возможно. Предварительно - 5% в 2020 году, 10% – в 2021 году, 15% – в 2022 году, 20% – в 2023 году, 60% – в 2024 году и 60% + Х (оплата по максимальной присоединённой мощности) – с 2025 года. Сейчас подключенные потребители загружают новые сети примерно на 10% от заявленных потребностей в связи с чем выпадающие доходы только «Россетей» с 2009 по 2018 годы составили 137,9 млрд рублей, что в 5,7 раз выше выручки от ТП. Эти средства могли пойти государству в виде дивидендов, быть потрачены на развитие и модернизацию сетей, повысить надёжность, но.. Ответьте на простой вопрос - почему электросетевой комплекс должен быть донором производственной неэффективности? Это глупость, коллеги. Возникла такая аналогия - проходя в ресторан вы заказываете блюдо, к примеру за 100 рублей, но безотносительно причины переоценили свои силы и скушали только треть или четверть. Возможно это расстроит повара, но заплатите вы всё равно 100 рублей. Если вам не нравится блюдо или обслуживание, кажется, что слишком дорого или качество не очень у вас всегда есть выбор - готовить самому, тогда ответственность за своё пищеварение будет только на вас. Аналогично поступают и крупные потребителей - уходят на собственную генерацию. Деньги есть, да и какая диверсификация бизнеса. Понятно. Распределёнка вообще тренд во всём мире и мы не исключение, количество собственной генерации у потребителей будет только расти, вне зависимости от решения по введению платы за резервируемую МАКСИМАЛЬНУЮ мощность. К этому очевидно нужно готовиться всем и сетям и генерации и самое главное регулятору. Электросетевой комплекс уже меняется. Заметьте, только в прошлом году количество технологических нарушений в сети 110 кВ и выше снизилось на 10%, а показатель средней продолжительности прекращения передачи электроэнергии на точку поставки сократился на 47%. Давайте зафиксируем позицию - электросетевой комплекс не может быть донором производственной неэффективности, поэтому эти изменения не про деньги, а про ответственность.