Евгений Минченко: «Медведев – это политический сын Путина, а Сечин – оруженосец»
Известный политтехнолог о том, зачем члены Политбюро 2.0 прокачивают имидж и что власти делать с волной протестов
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/452481«2019 год был годом перехода к большой турбулентности. На мой взгляд, 2020-й будет очень неспокойным. И в мире, и в России. Кто-то считает, что Россия стала островком стабильности и у нас уже все нормально, а у них там все бурлит. Во Франции «желтые жилеты», в Ливане четверть населения выходит на улицы, в Чили громят метро. И только в России хоть и есть протесты, но небольшие. С одной стороны это так, но с другой — антиистеблишные настроения никуда не делись. Нас ждут новые и новые волны в рамках большого антиистеблишного цунами.
То, что в 2019 году удалось более-менее спокойно провести губернаторские кампании, несомненно, заслуга политического блока администрации президента. Но это не значит, что надо почивать на лаврах и считать, что самые сложные проблемы решены и впереди нас ждет спокойствие. Это не так. Помимо успешных губернаторских кампаний надо обратить внимание, например, на Устьев-Илимск, где выборы мэра выиграла 30-летняя домохозяйка, нигде и никогда не работавшая. Надо обратить внимание на Хабаровский край, где «Единая Россия» заняла только третье место по партийным спискам на выборах в заксобрание.
Следует выделить еще несколько важных моментов 2019 года. Первое — сохранилось Политбюро 2.0. Многие говорили, что в нем произойдут какие-то изменения. Да, в этом топе несколько обновился пул людей, но не критично. А модель осталась прежней. Неформальный ареопаг вокруг Владимира Путина остается значимым источником выработки и принятия важных решений. Второе — происходит серьезный передел ресурсов от кандидатов в члены Политбюро и членов ЦК в пользу членов Политбюро. То есть идет консолидация разнообразных ресурсов: властного, административного, финансового, организационного, медийного и т. д.
Еще одна важная тенденция — экспансия федеральных групп влияния в регионы. Она продолжается с такими темами, как мусорная реформа, ЖКХ, строительство. Все новые виды бизнеса и поляны в регионах захватываются федеральными игроками. Они также активно идут в ритейл, как это было с поглощением «Магнита».
Из интересного я бы отметил еще изменение структуры информационного потребления. Стремительно растет роль интернет-сервисов, причем не только социальных сетей, но и мессенджеров. Очень активно развиваются визуальные платформы — такие, как YouTube, Instagram. Это тоже очень серьезный вызов, потому что власть, на мой взгляд, пока не научилась работать с визуальным контентом. Его производство является: а) авторским, б) неофициозным, — и требует особого уровня искренности. А искренность очень сложно имитировать. Эксперименты с поддержкой тех или иных провластных политиков или инициатив со стороны звезд Instagram оказались, скорее, неудачными. Когда между рекламой трусиков и косметики нам рассказывают о том, как прекрасен тот или иной региональный лидер, убедительность от этого несколько снижается».