«То, что антиистеблишментная волна, начавшаяся на Западе, докатилась до нас, подтверждает и статистика. По данным социологов, 42% опрошенных не в состоянии назвать партию, которая выражает их интересы, 72% недовольны партийной системой в целом, а 28% уверены, что партии выражают в первую очередь интересы богатых людей и олигархов. Так чего же люди хотят? У Минченко, конечно же, есть на это ответ: чтобы партия была народной и выдвигала на выборы простых людей. В то же время во всем мире правящий истеблишмент старается не дать развернуться «дракону популизма», используя базовые приемы противостояния антиистеблишментным силам, хотя одна из этих технологий заключается в том, чтобы «самому стать драконом»: в этом случае власть перехватывает популистскую повестку. «Мы сегодня видим, что и Владимир Путин пользуется этой технологией на протяжении последних лет, используя античиновничью риторику. И Олег Кожемяко также использовал эту стратегию. Но она имеет свои ограничения. Если часто к ней прибегать, то это повлечет серьезные трансформации режима», — уверен глава «Минченко консалтинг».
По оценке политолога, сегодня в России большое антиистеблишментное поле, которое не захвачено никем. КПРФ и ЛДПР, несмотря на то, что они стали основными бенефициарами последних губернаторских выборов, на поддержку протестного электората претендовать не могут — значительная часть избирателей воспринимает эту «парламентскую оппозицию» как часть правящего класса. В такой ситуации существует три сценария заполнения свободного поля. В первом случае можно поменять законодательство о выборах и создать новую политическую силу в формате блока. Это позволит осуществить ребрендинг партии власти и сформировать левопопулистский проект — такой же успешный, каким в 2003 году был проект на основе «Родины». Еще один вариант — перезапуск нового антиистеблишментного проекта на базе «Справедливой России» и ее союзников. Третий же сценарий, как выразился Минченко, грустный и жесткий: «Если не произойдет перезагрузки политической системы, то мы можем скатиться в ситуацию, когда электоральные способы выпуска пара будут исчерпаны. И есть высокий риск перехода к неэлекторальным формам политической борьбы». То есть из-за деградации политического предложения и на фоне непопулярной и невлиятельной «транзитной Думы», люди могут выйти на митинги протеста.
Чтобы избежать негативного развития событий, Минченко дал рецепт из нескольких советов, но заранее оговорился, что не хочет «выступать в роли бесплатного консультанта нового политического проекта, если он возникнет». По его словам, сегодня, когда любые слова политического языка «как стершиеся монетки потеряли свою цену», образ важнее слов, а диалог важнее монолога. И посоветовал создавать собственные каналы коммуникации. «Когда ко мне приходят какие-то политики и жалуются: „Вот, меня не пускают на телевидение“, — я говорю: „Знаешь что, дорогой друг, ты профнепригоден!“ Потому что сегодня мы находимся в эпохе, когда политик сам создает свои средства массовой коммуникации. „Твиттер“ Трампа оказался дубиной покруче, чем очень многие либеральные средства массой информации США. Прямая трансляция в „Фейсбуке“, например, излюбленный метод недавно избранного премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Там средства массовой информации уже с ума сходят. А Пашинян им говорит: „Вы мне не нужны, я людям все расскажу через „Фейсбук“, через прямую трансляцию“. Он идет на работу и раз в неделю общается с людьми и по дороге рассказывает в камеру, что собирается сегодня делать и что они сделали за неделю. Поэтому создавайте свои собственные каналы коммуникации, делайте их популярными, интересными по содержанию. А люди будут это смотреть только в том случае, если у вас будет целостность роли, образа, содержания, манеры подачи и стиля реагирования», — позитивно резюмировал Минченко, уже давно съевший собаку на семинарах по подготовке современных политиков, чиновников и лоббистов».
https://www.business-gazeta.ru/article/412805