Размышляя об этом, я пришел к выводу, что это — общечеловеческий феномен: на каждого эзотерика найдется больший эзотерик, на каждого либерала — тот, кто либеральнее, и, наоборот, на каждого консерватора — тот, кто консервативнее. Точно так же, на каждого православного, считающего, что он и его единомышленники наиболее точным образом следуют православному Преданию, найдутся те, кто будут обвинять их в модернизме и отступлении от «истинного православия». По этой причине движения, ставящие во главу угла свою ортодоксальность и ратующие за 100%-ное соблюдение Традиции, имеют тенденцию к постоянному расколу, поскольку внутри них появляются группы людей, которым начинает казаться, что их движение недостаточно ортодоксально, и нужно отделиться от него, чтобы полностью соответствовать воображаемому идеалу. Как правило, разделения подобного рода сопровождаются взаимными проклятиями с последующим посыланием в ад. Этот процесс может длиться бесконечно. В результате появляются крошечные общины, количество членов которых не превышает пару десятков человек, при чем эти люди постоянно спорят друг с другом о том, кто их них самый православный, пытаясь убедить другого в истинности своей точки зрения. Эти группы могут отделяться друг от друга и продолжать свое существование обособленно, а могут сохранять формальную принадлежность к той или иной церкви, при этом держась в стороне от подавляющего большинства его членов и постоянно критикуя их и церковное начальство.