Наш рынок
Я там долго еще рожать сам документ буду, поэтому вот вам мысль основная, которую стоит всем постараться обдумать: мир меняют не компании и продукты, а рынки. Что это значит? Для успешного развития технологий в составе продукта от компании всегда нужен рынок, среда с клиентами со схожими проблемами и потребностями, которые будут для друг друга выступать рекомендующей стороной, ускоряя цикл внедрения. Долгое время криптовалюты пытались играть на рынке переводов, хранения ценностей и даже активов, но как оказалось, для всего этого есть фиат, банки и акции, а крипта тут ничего нового не дает. Ну, вот не нужны миллиардам эти переводы через границы с низкой комиссией, высокой надежностью и тем более анонимностью. Если бы хотели подобное, каждый день количество транзакций в блокчейнах росло бы на несколько процентов. Крипта попыталась массам продать этот рынок, но те его не купили. Все осталось в руках энтузиастов и визионеров, программистов и продуктологов. Много сложного кода и красивые кошельки без аудитории. Это реальность, ее просто стоит осознать, иначе дальше мы не сдвинемся.
Наша общая задача в Минтере придумать такой рынок, который бы звучал настолько круто и понятно каждому, чтобы не было возражений у большинства, чтобы все захотели в нем оказаться. Представьте, мы тут с вами делаем Netflix 15 лет назад и питчим “будет рынок свежих крутых сериалов и фильмов, которые можно смотреть с любого девайса – ТВ, ноут, смартфон – за 10 баксов в месяц” Кто от такого отказался бы? Да, тогда это все было больше фантастикой, но люди бы начали собираться вокруг этой идеи, готовить контент, трафик налаживать и так далее. Такой питч мы должны создать для нас уже сегодня.
Глубоко анализируя рынок уже четыре года (для этого и создавался DeCenter), мои выводы, что крипту не будут покупать, но она идеальная для обмена ценностями. Чтобы купить, надо сделать очень много действий и в принципе хотеть еще зачем-то. Не говоря уже о KYC и прочих приколах и ограничениях. Кто занимается конверсиями, понимает, что каждый из этих этапов убивает цифры в итоге до нуля почти. При этом с другой стороны как среда обмена ценностями нет ничего удобней, эффективней и надежней чем блокчейн. Мы хотим тешить себя иллюзиями, что произойдет чудо, и каждый вдруг прям подскочит с дивана и пойдет разбираться? Или начнем принимать реальность как есть?
Дальше я развивал мысль, что ценности – это не только привычные деньги или их аналоги, а, конечно же, игровые монеты, баллы лояльности, ачивки, токены и прочие. И что еще важней – с каждым днем все больше ценностей становятся фидуциарными, то есть когда пользователи сами своей верой обозначают цену. Вообще вся эта идея с деньгами сообществ, которые формируются вокруг каких-то идей или людей, – пожалуй, самое интересное из направлений моей работы. Почти 20 лет я наблюдаю или являюсь частью UGC, user-generated content, и не перестаю удивляться, что часто самое интересное происходит без отмашки сверху, а просто потому что людям нравится.
Моя ставка сегодня – это рынок вовлечения людей с помощью нового типа коммуникаций, где слова подкрепляются деньгами. Конечно же, кастомными, программируемыми, имеющими особые свойства именно в этом проекте. Не может современный мир жить одной валютой, пусть даже такой удобной и общепринятой как доллар.
Последнее время я все время думаю, как обозначить и описать в два предложения, в две строки этот рынок вовлечения деньгами. Чтобы было все настолько конкретно и понятно для каждого и сегодня, и через 5-10 лет, когда он станет массовым. Только так мы сможем синхронизировать друг друга ради большой победы. Интернет денег в его широком смысле включает и цифровые, и оцифрованные деньги. Ровно как современные новостные сайты имеют и контент из газет, и созданный с нуля сразу для онлайна. Кстати, именно на “кастомные контент для собственного зрителя” в итоге и сделал ставку Netflix, а не просто прокат блокбастеров.