Если в
сталинском СССР «национальная политика» доходила до репрессий по национальному признаку или
депортациям целых народов, то в
послесталинское время наличие в документах графы «национальность» позволяло государству негласно и неофициально проводить в жизнь «мягкие формы»
дискриминации и ограничения целых этносов в гражданских правах. Это касалось в первую очередь таких сфер жизни как право на проживание на определённых территориях СССР, право на профессию, образование и место работы. Если на территориях отдельных национальных республик дискриминациям могли подвергаться местные меньшинства (нетитульные народы в национальных республиках), то на всей территории СССР постоянному негласному притеснению подвергались представители таких народов как
евреи,
немцы,
крымские татары,
греки,
турки-месхетинцы и др. — в части приёма на работу, поступления в вузы, в аспирантуру, карьерного продвижения и занятия руководящих должностей, присуждений государственных наград и почётных званий, членства в государственных органах управления и советских представительских организациях, поездок за границу и т. п.[6][7][8][9][10][11][12][13]. Отсюда пошло ироническое выражение «
инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность[14].