Вчера завершился срок выдвижения кандидатов на праймериз ЕР перед выборами в Госдуму.
Главная особенность нынешних праймериз – это, конечно, упор на электронное голосование. При этом партия требует довести численность голосовавших по сети до 70 процентов. При этом работу «в полях» никто не отменял, хотя ее стало значительно меньше. Участникам праймериз приходится выстраивать основной контур кампании в соцсетях и подкреплять активность живым общением с избирателями. По большому счету, нынешние праймериз станут испытательным полигоном перед выборами.
Впрочем, не стоит забывать: сейчас очень остро стоит вопрос легитимности результатов выборов. Даже если это касается внутрипартийного голосования. Тем более, стоит учитывать, что россиян годами призывали не верить соцсетям и Интернету и вдруг развернули там целое политическое действо. Так что сейчас перед «ЕР» стоит серьезная проблема: убедить избирателей в честности итогов праймериз.
Уход голосования в сеть сопровождается исчезновением ярких предвыборных кампаний в офлайне. Участники праймериз тоже уходят в Интернет: повышенная активность в соцсетях, «бодания» в Телеграм и так далее.
Сейчас кампании кандидатов проходят куда более тихо. Огромные плакаты, листовки и прочие традиционные атрибуты политического действа, скорее, стали исключением. Из-за этого информированность людей о праймериз заметно снизилась. Не особенно активные пользователи соцсетей могут попросту не знать о них – хотя в том же 2016 году о предварительном голосовании кричали из каждого утюга. Конечно, некоторые кандидаты проводят встречи с населением, рекламируются в СМИ. Но на общую картину это мало влияет: политический процесс продолжает терять людей.
Еще одна тенденция – это отсутствие внятных программ у большинства участников праймериз. В основном, кандидаты, что называется, торгуют лицом. На смену привычному «голосуй за меня, потому что я сделаю то-то» приходит «голосуй за меня, потому что я весьма неплох».
Это связано с кризисом повестки. Избиратель, с одной стороны, хочет серьезных политических изменений. Партии же их, наоборот, не хотят. Но людям, в конце концов, надо что-то предлагать! В этом году участники праймериз, которые озаботились своей программой, в основном делают ставку на «социалку»: выплаты, новые лавочки, забота о слабозащищенных слоях населения. С одной стороны, эти темы волнуют всех, с другой – позволяют оставаться нейтральными. Дескать, систему мы, может, и не собираемся менять, но вот качество вашей жизни можем улучшить.