БРЕХНЯ НЕДЕЛИ: 1,8 трлн на самолеты, которых не будетУ Минпромторга появилась очередная утопическая идея — потратить свыше 1,8 трлн рублей до 2030 года. Деньги планируется слить на создание самолетов гражданской авиации, которые еще и будут конкурентноспособными. При этом 1,5 трлн пойдут прямиком из ФНБ.
Но, прежде чем делать столь громкие заявления и, скажем прямо, давать невыполнимые обещания, Мантурову стоило бы просто взглянуть на российскую авиастроительную отрасль.
Такое впечатление, что он ею либо не интересовался совсем, либо знает только по красивым рекламным буклетам ОАК. Хотя, известный брехун Чемезов, вполне мог подсыпать рафинада, заверив министра, что с самолетами у нас настолько всё хорошо, что мы можем потягаться с такими гигантами, как Boeing и Airbus, которые способны выпускать гражданские самолеты в полном объеме.
Обозначенные под проект деньги — лакомый кусок для "Ростеха", почему бы и на этот раз не сделать все, чтобы заполучить столь внушительное финансирование? Однако, надо понимать, что пока те же "Иркут", "Сухой" и ОКБ имени Яковлева не смогут составить конкуренцию даже бразильской Embraer и канадской Bombardier, специализирующихся на самолетах ближней и средней дальности. Китайцы тоже рвутся в бой — не так давно на рынок вышла компания Comac, которая, благодаря поддержке из Пекина, сможет показать хорошие результаты уже сейчас, а не через 9 лет, как того требует российский план.
Самый главный промах Мантурова с Чемезовым в том, что рынок-то уже сформирован, более того, он монополизирован и вместе с тем высококонкурентный. Поэтому вклиниться в него — это не то, что может сделать сейчас ОАК. Да, за рубежом знают российскую военную продукцию "МиГ" и "Сухой". Но вот попытка экспорта SuperJet провалилась с треском. Тут стоило бы признать ущербность разработки и постепенно сойти с темы, но Чемезов продемонстрировал высшую степень некомпетентности, пообещав на авиасалоне "МАКС-2021" показать широкой публике бизнес-версию самолета. Занавес.
Да, есть и относительно перспективные среднемагистральный МС-21 и региональный Ил-114-300. Выход первого постоянно откладывался, во многом, из-за того, что некоторые компоненты для композитов поставлялись из США и Японии, но из-за санкций поставки прекратились. Американского поставщика Hexcel и японского Toray Industries попытался довольно криво заменить завод "Росатома" в ОЭЗ "Алабуга".
Но даже и это не помогло, поэтому пока по прогнозам на рынок МС-21 выйдет только к концу года, если не позже. Такими темпами не только не подвинешь конкурентов, но пока будешь делать самолет, он может морально устареть и потерять привлекательность еще на стадии разработки.
Конечно, занять рынок было бы можно, ведь, к примеру, пассажирские самолеты не выпускаются в Японии, Корее, Индии и Турции. В этих регионах большая потребность в хорошей авиатехнике. И ключевое слово здесь — хорошей. Вряд ли выдав очередной сырой продукт по типу "Суперджета", можно было бы громко заявить о себе.
И столько времени прошло, а гражданская продукция "Сухого" так никому и не нужна. Можно было бы сделать правильные выводы, но не в случае с Чемезовым. #БрехняНедели
@nebrexnya