Культурная апроприация и вариации балета «Щелкунчик»
После посещения двух версий балета в Мариинском театре (из 20 века — Вайонен/Версалидзе; 21 век — Шемякин/Симонов) захотелось сравнить постановки и с другими.
Очень было забавно наблюдать за тем, как изменился танец арапа (он же танец негра, см. Словарь Даля) из балета Чайковского, впервые поставленного именно в Мариинке.
В классической версии, которая идёт все также в Петербурге — арап с полным «блекфейсом» на месте (фото 1). В версии Шемякина — казаки с саблями (фото 3)
В версии Григоровича в Большом театре вместо арапа два чёртика (?), но танец поставлен один в один как оригинальный арап (фото 2)
В версии Баланчина (он же эмигрант из Российской империи Баланчидзе и один из детей в первой оригинальной постановке балета в 1892 году) для Нью-Йорского театра — солдат (фото 4), у него правда ещё и вместо русского танца — конфеты в кипах (еврейский танец?) и немного движений из кавказских танцев у детей на балу.
В версии Рудольфа Нуреева (эмигрант из СССР) для Дании и позже для Австрии/Великобритании вместо арапа турецкий солдат с саблей (фото 5)
В версии Михаила Барышникова (эмигрант из СССР) для США/Канады — индус. Но у индуса танец очень похожий на африканский оригинальный и темное лицо в принципе присутствует (фото 6)
При этом танцы итальянцев, китайцев, стран востока и остальной сюжет везде сохраняются.