Децентрализация в доколумбовой Америке
Один из главных тезисов, которые выдвигают марксисты и другие сторонники сохранения государства в качестве якобы несостоятельности анархизма, является тезис, гласящий, что без централизованного руководства общество не может себя защитить. Чаще всего, в пример децентрализации приводят Европу и европейские страны - Швейцарию, Каталонию и тд. Однако, проследить успех децентрализованного общества перед обществом централизованным, можно и в других частях нашей планеты, например, в доколумбовой Америке.
Общества доколумбовой Америки представляли собой весьма разнообразный спектр различных совокупностей культуры, религии, экономических и политических устройств городов и государств. Самые известные цивилизации этого района - майя и ацтеки.
Общество ацтеков, к приходу испанцев, представляло собой сложную иерархическую систему во главе которой стоял так называемый «уэй-тлатоани» - теоретически выборный глава государства, исполняющий волю верховного совета ацтеков, а на деле являющийся полновластным императором. Под его фактической властью находились все аспекты жизни общества - начиная от жречества, заканчивая армией. Когда в 1519 году к берегам Мексики прибыл отряд конкистадоров во главе с Эрнаном Кортестом, все по вернулось в очень крутую сторону для общества ацтеков. Правители ацтеков, во главе с уэй-тлатоани Монтесумой ll, приняли испанцев за божеств и пустили конкистадоров в свою столицу - Теночтитлан. Бородатые пришельцы пробыли в городе несколько месяцев, беззастенчиво грабя индейцев, пока правитель и верховный совет никак не защищали свой народ от захватчиков. В конечном итоге все это вылилось в бунт и испанцы были изгнаны, однако конкистадоры перед отступлением убили Монтесуму. Все эти события лишь отсрочили гибель великой цивилизации. Со второй попытки, в 1521 году, Эрнан Кортес взял Теночтитлан и сравнял его с землёй. Ныне от ацтекского общества не осталось ничего.
Майя столкнулись с испанцами раньше ацтеков, однако оборонялись намного дольше. Если империя ацтеков пала за два года, то последний оплот майя, Тайясаль, пал аж в 1697 году. Чем же отличалось общество майя от ацтекского?
Прежде всего - оно не представляло собой единого целого. В случае с ацтеками, конкистадорам требовалось уничтожить центр - Теночтитлан и вся империя была уничтожена. У майя никогда не было объединённого государства. К приходу испанцев, майя покинули большинство своих городов, однако некоторые центры остались - Тайясаль, Чампотон. И несмотря на то, что в каждом городе тоже была своя иерархическая структура и общество майя нельзя рассматривать как пример анархии, его можно использовать для яркой иллюстрации способности децентрализации к обороноспособности. Испанцы никак не могли даже укрепиться на территории, где жили майя. Открыв Юкатан в 1511, только к 1540-ым конкистадоры начали основывать постоянные опорные пункты. Полное же завоевание майя закончилось только к 17 веку - да и то индейцы, окрепшие во время борьбы с белыми пришельцами, устраивали постоянные бунты и восстания. Даже спустя несколько столетий непокорные майя продолжают борьбу за свою свободу - примером тому является восстание в Чьяпасе Субкоманданте Маркоса.
Несмотря на заявления марксистов, что общество без центрального командования не может себя защитить от внешних угроз, история даёт нам прекрасные примеры, показывающее обратное. Причём, примеры эти имеют как огромный географический спектр, так и временной, что в очередной раз позволяет убедиться нам в несостоятельности критики децентрализации.