Что такое искусство? Спор вечный. Одни скажут, что это то, что продается. Другие — что это то, что признают искусствоведы. Третьи — что этот вопрос сугубо субъективный и ориентироваться надо только на собственные ощущения.
Мне все-таки больше импонирует последний подход. Потому на «Большую глину № 4» Урса Фишера, активно обсуждаемую в последние недели, я решила посмотреть своими глазами. И, скажу честно, в моем сердце эта 12-метровая куча искусства отклика не нашла. Идея понятна, но, все-таки, соглашусь с возмутившимися москвичами, это не то, что хочется видеть на улицах своего города. В уменьшенном виде в рамках какой-нибудь инсталляции в галерее это произведение смотрелось бы уместнее. На набережной глина воспринимается чужеродно. Вероятно, арт-объект будет вызывать жаркие дискуссии вплоть до своего демонтажа: если что, «Большая глина» тут не навсегда, через 9 месяцев она будет перевезена в другой город. До Москвы объект выставлялся в Нью-Йорке и Флоренции.
Возможно, пока российская аудитория просто не готова к подобным произведениям. Все-таки, мы весьма консервативны. Если такая негативная реакция в Москве, то, сложно представить, как глину приняли бы в других российских городах.