#рационалист_мастрид дня
"...Люди, которые уже и так поддерживали Обаму, были теми самыми людьми, которые покупали книги, изображающие его с положительной стороны. Те, кому Обама и так уже не нравился, были теми самыми, кто покупал книги, изображающие его с отрицательной стороны.
Как и в случае с политическими обозревателями — люди покупали книги не для информации, а для подтверждения.
Несколько лет Кребс изучал покупательские тренды на Амазоне и особенности группирования людей в социальных сетях и выяснил то, что предсказывает психологическое исследование предвзятости подтверждения: люди хотят, чтобы их мировоззрение было правильным, поэтому ищут информацию, подтверждающую их убеждения, и избегают информации и мнений, которые этим убеждениям противоречат.
После полувекового исследования предвзятость подтверждения была признана одним из самых серьёзных ментальных препятствий.
Журналисты, намеревающиеся рассказать определённую историю, не должны игнорировать противоречащие данные. Учёные, пытающиеся доказать какую-либо гипотезу, должны устраивать эксперименты так, чтобы в них оставалось достаточно места для альтернативного результата.
Без предвзятости подтверждения все теории заговора просто бы развалились. Мы действительно высадились на луне? Если вы будете искать подтверждения того, что это неправда, вы их найдёте.
«Если попытаться выделить один проблемный аспект человеческого мышления, заслуживающий особого внимания, то предвзятость подтверждения определённо войдёт в число возможных кандидатов. Про эту особенность много написано, и, по-видимому, она сильна и распространена настолько, что заставляет людей задуматься, может ли это искажение само по себе быть причиной определённой доли споров, стычек и недопонимания, случающихся между отдельными людьми, группами и странами».— Реймонд С. Никерсон (Raymond S. Nickerson)
В 1979 г. Марк Снайдер (Mark Snyder) и Нэнси Кантор (Nancy Cantor) провели эксперимент в университете штата Миннесота, участникам которого предлагалось прочитать описание одной недели из жизни вымышленной женщины по имени Джейн. В течение этой недели Джейн совершала поступки, которые в некоторых ситуациях характеризовали её как экстраверта, а в некоторых — как интроверта.
Спустя несколько дней испытуемых снова собрали вместе.
Исследователи разделили участников на две группы и попросили помочь определить, подойдёт ли Джейн для выполнения опредёленной работы. Одну группу спросили, подойдёт ли она на должность библиотекаря, а другую — подойдёт ли она на должность риэлтора.
«Группа библиотекаря» запомнила её как интроверта, а «группа риэлтора» — как экстраверта. После, когда участников попросили оценить её кандидатуру для другой должности, они придерживались своего первоначального суждения, утверждая, что на эту работу она не подходит.
Из этого эксперимента можно сделать вывод, что даже в воспоминаниях люди становятся жертвой предвзятости подтверждения, запоминая вещи, подтверждающие их взгляды, и забывая то, что с ними не соотносится.
В результате эксперимента, проведённого в 2009 г. в штате Огайо, выяснилось, что испытуемые тратили на чтение статьи на 36% больше времени, если она совпадала с их мнением.
В ходе другого эксперимента, состоявшемся в том же штате и в том же году, испытуемым демонстрировали нарезку из пародийной телепередачи «Репортаж Кольбера» (The Colbert Report), при этом участники, считавшие себя политически консервативными, неизменно утверждали, что «Кольбер лишь делает вид, что шутит, а на самом деле говорит абсолютно серьёзно».
«Благодаря Гуглу, мы можем моментально найти информацию в поддержку любой самой безумной идеи, которую только можно вообразить. А если первая попытка не даст желаемого результата, мы не станем пересматривать своё мнение, а просто перефразируем запрос и попробуем ещё раз».— Джастин Оуингс (Justin Owings)