Конституционный суд не ограничил срок, в течение которого должно состояться общероссийское голосование за новую Конституцию.
В заключении суда о поправках в Конституцию часть текста посвящена общероссийскому голосованию.
В частности, там есть отсылка к закону о поправке, где говорится, что "общероссийское голосование не может состояться ранее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о его назначении".
А значит, делает вывод Конституционный суд, "предполагается достаточный срок для ознакомления граждан с планируемыми изменениями глав 3–8 Конституции Российской Федерации".
Таким образом, Конституционный суд зафиксировал минимальный срок, необходимый для ознакомления граждан с поправками, но не ограничил максимальный, в течение которого это голосование должно состояться.
В прежних обстоятельствах, вероятно, этому не придавали значения, поскольку все исходили из того, что голосование состоится 22 апреля. Не придал значения этому важному параметру (сроки голосования) в тексте заключения и Конституционный суд. Однако сейчас очевидно, что это пробел в Заключении. Поскольку невозможно себе представить, что какое-либо голосование с правовыми последствиями, референдум-плебисцит или процедура по их форме, могут иметь неограниченные сроки проведения.
Иными словами и говоря сейчас словами Суда, законодатель вправе бесконечно откладывать проведение общероссийского голосования за поправки в Конституцию как необходимого условия их вступления в силу.
Что нелепо, абсурдно и лишено ответственности.
Но и это ещё не всё. В Заключении Конституционный суд пишет, что законодатель, "руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться к общероссийскому голосованию".
Был вправе. Но не был обязан.
Два отмеченных выше тезиса образуют для федерального законодателя возможность как бесконечно откладывать голосование, так и отменить его вовсе. Ведь он не обязан был, но был вправе.
Однако, вероятно, для отмены голосования потребуется ещё одно обращение в Конституционный суд.
И тогда КС скажет, что, основываясь на ранее вынесенных позициях, где говорилось о праве законодателя обратиться к форме общероссийского голосования, и учитывая вновь возникшие обстоятельства непреодолимой силы в виде пандемии коронавируса, законодатель вправе отказаться от проведения общероссийского голосования.