Возрождаем нашу редкую, но любимую рубрику, где литература соединяется с кино. О книге «125 лет кинодраматургии: От братьев Люмьер до братьев Нолан» — в обзоре журналистки Валерии Олешкевич.
Валерии Олешкевич.
Четырехсекундный чих — первый крупный план в кинематографе. А первый рекламный ролик длился 40 секунд. На нем рабочие выходят через калитку забора фабрики «Люмьер». Фильм «Реальная любовь» — лекарство для всех, кто не может словить новогоднее настроение в конце декабря — считается образцом успешной романтической комедии. И таинственная «Внутренняя империя» Линча более понятна, если знать, что такое «ризоматическая драматургия» — фильм без начала и конца.
Мы смотрим кино/сериалы практически каждый день, покупаем билеты на премьеры фильмов. Что-то там хвалим, а от чего-то плюёмся. Но достаточно ли просто «посмотреть»?
Этот вопрос красной строкой проходит по всей книге Камилла Ахметова «
125 лет кинодраматургии: От братьев Люмьер до братьев Нолан». Под черно-белой минималистичной обложкой издательство «Альпина нон-фикшн» опубликовало энциклопедию того, как нужно смотреть и понимать кино.
Если вы сейчас подумали: «А чего его понимать-то? Как показывают — так и понимаем», то давайте порассуждаем. В Эрмитаже много красивых картин. И на них тоже что-то показано. Где-то предельно понятен сюжет, а где-то нужно копнуть глубже и изучить эпоху, жанр и замысел. И в этом случае даже то, что кажется банальным или сложным, вдруг становится привлекательным.
Ахметов с равной степенью простоты говорит о «Дне сурка» и «Доводе», о «Господине Никто» и «Легенде #17». В каждом из них есть своя драматургия, каждый из них объясним.
Понимаю, почему в финале даётся Приложение с этапами работы над сценарием. Потому что, если вы не кинокритик, не драматург и вообще общаетесь с кино на уровне попкорна, то к завершению прочтения нет-нет да и зададитесь где-то в подсознании вопросом: «А что бы и как снял я?». Ну, у меня, во всяком случае, было так — я вот придумала.