Вчера президент России Владимир Путин лично
благословил проект по распространению позитивного контента в интернете, который называется «Счастье есть» и будет администрироваться РОЦИТом (на сайте
Kremlin.ru он почему-то называется РАЦИТом). Все это должно происходить под эгидой АНО «Россия — страна возможностей», опекаемого первым замглавы администрации президента Сергеем Кириенко.
Как объяснил директор РОЦИТ Сергей Гребенников, идея заключается в том, чтобы «увеличить количество позитивных эмоций в интернете».
Владимир Путин довольно точно ухватил суть проблемы, сразу спросив, а прибыльное ли это дело — делиться хорошими эмоциями? И на что собираются существовать авторы этого проекта? Гребенников скромно ответил, что «форма монетизации» его организации — это президентские гранты.
Ну то есть, попросту говоря, насыщать интернет счастьем будут из денег налогоплательщиков. Ранее сообщалось, что на проект потратят 400 млн рублей.
Надо сказать, во-первых, что в самой идее увеличения позитивного контента нет ничего нового. Собственно, государство занимается этим все последние годы: с помощью прямых дотаций из бюджета СМИ или распределения денег через конкурсы покупает в СМИ эфирное время и публикации в печатных и электронных СМИ, чтобы рассказывать о том, что оно, государство, делает хорошего. Если вы посмотрите информацию о конкурсах, которые выигрывает ВГТРК, вы обнаружите там гигантское количество контрактов на освещение деятельности различных органов власти, от мелких муниципалитетов до целых министерств, которые платят за то, чтобы о них рассказывали что-то хорошее. Есть такие контракты и в частных СМИ. Вообще, строго говоря, если такие публикации и эфиры выходят без соответствующих пометок, то это можно трактовать как нарушение закона о рекламе или даже коммерческий подкуп журналистов.
Во-вторых, почему же приходится платить за распространение позитивного контента? Потому что в рыночной системе СМИ невыгодно заниматься таким контентом. На него нет спроса. Да, читателям и зрителям не слишком интересно, что произошло что-то хорошее. Есть немало
исследований по поводу тяги человека к негативным новостям. Они показывают, что даже те, кто на словах говорят, что им интересны хорошие новости, по факту предпочитают смотреть «плохие». Отчасти это объясняется нашей биологией: эволюция создала нас более внимательными к угрозам и рискам, и все плохое вызывает у нас больший интерес, потому что это нужно для выживания. Другой вопрос, что те угрозы, о которых рассказывают современные медиа, на самом деле в большинстве случаев не угрожают вашей жизни. Как бы то ни было, медиа по своей воле редко делают «хорошие новости», потому что читатели и рекламодатели не собираются это оплачивать своим вниманием и деньгами соответственно.
В-третьих, в демократических обществах ключевая функция СМИ — искать ошибки в работе правительства и компаний и рассказывать о них людям. У нас не то чтобы демократическое общество, но немногие независимые СМИ по-прежнему выполняют эту функцию. Государство часто трактует это как «негативный контент».
В-четвертых, характерно, что обсуждение «позитивного контента» произошло одновременно с известием о том, что «повар Путина» (а также владелец ЧВК Вагнера и фабрики троллей) Евгений Пригожин
возглавил медиахолдинг «Патриот», который ставит своей целью «создание благоприятного информационного пространства», а также противостояние «антироссийским СМИ». К последним пригожинцы
относят все сколько-нибудь независимые СМИ, включая даже окологосударственный «Интерфакс» (а также «Ведомости», «Коммерсантъ», «Медузу», «Знак» и т.п.). Возникает ощущение, что «распространение позитивного контента» будет сопровождаться с борьбой с «негативным контентом», а по факту — с новыми ограничениям для российских СМИ и атаками на независимую журналистику.