Законопроект о новых штрафах для участников публичных мероприятий. Что в нём интересного?
Сегодня депутат Госдумы Дмитрий Вяткин внёс два
законопроекта. Он предлагает в 4 раза повысить штрафы по статье
19.3 КоАП (неповиновение законному требованию сотрудника полиции) и внести три новых части в нашу любимую статью —
20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичного мероприятия).
Начнём со статьи 19.3. В действующей редакции её первая часть предполагает штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток. Применение других её частей на практике я никогда не встречал, однако к своему удивлению обнаружил там часть 6, которая была придумана специально против участников митингов, но по каким-то причинам не применялась. Часть 6 — это
"повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия." В действующей редакции она предполагает штраф 5000 рублей или арест до 30 суток.
Вяткин предлагает штрафовать по ч.1 (заодно по ч.4 и ч.5) на сумму от 2000 до 4000 рублей, а по ч.6 — от 10 до 20 тысяч рублей. Это, конечно, неприятно, но всё ещё несравнимо со статьёй 20.2, по которой можно получить до 300 тысяч рублей штрафа. Что нового Вяткин хочет внести туда? Штрафы по 20.2 повышать не предлагается — они и так заоблачные. Вместо этого Вяткин придумал три новые части.
Часть 6.2 предусматривает штраф от 20 до 30 тысяч за
"использование в ходе публичного мероприятия отличительного признака представителя средства массовой информации лицом, не имеющим права на его использование". Кстати, по каким-то причинам эта поправка внесена отдельно от всех остальных
самостоятельным законопроектом.
Части 9 и 10 вызывают больше всего вопросов — они устанавливают
штрафы за донаты: от 10 до 20 тысяч за сбор и от 10 до 15 тысяч за отправку. Дословно эти нормы сформулированы как
"нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка сбора и расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного
мероприятия средств либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде" и
"Перечисление (передача) денежных средств и (или) иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенное лицом, которое не вправе перечислять денежные средства в этих целях в соответствии с федеральным законом".
Кто такие "лица, которые не вправе перечислять денежные средства"? Как контролировать отправку донатов? Как определить, что человек перевёл средства именно на организацию мероприятия? Можно ли будет по новой статье оштрафовать всех, кто подписан на ежемесячное пожертвование, например, ФБК?
В общем, вопросов пока больше, чем ответов, а расплывчатость формулировок оставляет пространство для внезапных поправок в последнем чтении, но уже сейчас ясно, что ничего хорошего этот закон не принесёт, в каком бы виде он ни был принят. Так что говорите о нём, пишите в соцсетях, ну и донаты присылайте, пока не запретили — упомянутому уже
ФБК,
ОВД-Инфо, своему любимому СМИ, а
можно даже и мне. Поддерживая политические, правозащитные и информационные проекты, вы поддерживаете демократию и гражданское общество.