Забастовка работников Delivery Club
«Квартальная выручка Delivery Club выросла вдвое и достигла 1,82 млрд рублей» - пестрели 23 апреля заголовки в новостях экономики. За время коронавирусного локдауна Деливери.Клаб и Яндекс.Еда стали самыми популярными сервисами для людей, оказавшихся в домашнем заточении. И, разумеется, сильно увеличили свои прибыли.
Однако не всем так повезло: 10 млн. человек сейчас лишены работы, и аналитики обещают нам далеко не радужные перспективы (даже при самом оптимистичном сценарии Россию ждёт безработица 5,3-5,6%). В таких условиях рынок труда переполняется людьми, ищущими работу - и тут на сцену выходят такие сервисы, как Яндекс.Еда и Delivery Club. Они пополняют свою рабочую базу, в основном, из мигрантов, студентов и тех, кто перебивается заработком в поисках основной работы.
Представители этих групп в основном очень уязвимы и готовы идти на самые невыгодные условия труда. Если посмотреть отзывы на сервисах вроде
Antijob.org по поводу Delivery Club, Яндекс.Еде и подобных фирм, мы увидим одну и ту же картину: необоснованные увольнения, штрафы, невыполнимые задания и так далее. Курьеры выполняют сизифов труд, работая иногда в минус. Все это уже привело к трагической смерти курьера Яндекс.Еды Артыка Орзалиева, у которого остановилось сердце от перенапряжения во время работы.
И вот в условиях пандемии и переполненности рынка труда Delivery Club, почувствовав запах прибыли и уязвимость своих сотрудников, вводит новые правила - радиус пеших доставок увеличен, работники, не справляясь с доставками, получают один штраф за другим. Итог - повальное недовольство курьеров и, как следствие, вчерашний сход забастовщиков возле одного из офисов Delivery Club. Работники потребовали отменить штрафы за опоздания, а также сократить радиус зоны доставки. Компания поспешно сдала назад, к прежней форме работы (попутно закидывая угрозами и штрафуя своих работников, а также уволив Антона Бабаева, создавшего чат для обсуждения проблем сотрудников). Было объявлено, что «тестовый режим» провалился. Проверкой жалоб курьеров займется Савеловская межрайонная прокуратура.
Мы поддерживаем бастующих работников любых курьерских сервисов в их борьбе за свои права. Однако не стоит забывать, что подобные условия работы стали возможны из-за существования аутсорсинга и платформ. Сейчас правительство рассматривает возможность изменения Трудового кодекса, и мы знаем что, скорее всего, он будет изменён в пользу работодателей. Надеемся, недовольство в этом случае будет приводить к забастовкам и созданию независимых профсоюзов. Мы должны сделать все, чтобы работники любых сфер имели все социальные гарантии и возможности влиять на трудовой процесс. Для этого нужна система, ориентированная на общее благо, а не на бесконтрольное извлечение прибыли.