я знаю примеры, когда люди не киноманы, но за счет некоего (даже чисто жизненного) бэкграунда, могут очень хорошо въехать в фильм, ну или внятно его разложить со своей позиции; а люди, которые смотрят по тысяче фильмов в год, не сдвигаются с хорошо/плохо — зависит опять же, как смотреть, как осмыслять и думать параллельно, что читать или с кем обсуждать
вообще "понять фильм" — это несколько десятков (мб сотен) матриц, которые можно применять и смешивать (звучит проще, чем есть), поэтому вопрос в том, когда и какая сформируется, а потом уже можно наращивать — не могу в двух словах объяснить, это можно очень сложно описывать теоретически и очень просто достичь практически, не запариваясь о (главный вопрос кмк "почему?" — почему это так, что это значит, почему меня бесит, почему мне нравится etc)