Сегодняшнее задержание блогера Хованского – окончательная отмена постмодерна.
Есть два типа людей. Одни узнали о существовании Ховы сегодня. Для других он — колоритное пятно на ландшафте русскоязычного ютуба, словно оживший и слившийся воедино герой культовых фильмов "Пыль" и "Зеленый слоник".
Хованский – крайне успешный лузер; очень российский феномен человека, ничего толком не умеющего толком, но привлекающего своими природными свойствами. Он некрасивый, не слишком умный, не смешной и, как рассказал нам на
подкасте его бывший помощник, "вечно пьяный". И все это лишь увеличивает обаяние грустного клоуна.
Его сверхпопулярный ютуб-канал (4.4 млн подписчиков) называется "русский стендап", но стендапа там уже давно нет. Хова не умеет шутить, но органически смешон – он русский "Джокер", только пистолет у него резиновый и вместо выстрела в голову блогер обливает вас водой и смеется своим фирменным каркающим смехом.
Он один из миллионов русских миллениалов, неприкаянный и росший как сорная трава, вроде бы что-то читавший/изучавший, но зарабатывающий на жизнь обзорами "мусорных" шоу, игр, еды. Мусор тут специально в кавычках – девяностые разделили все вещи на категории лакшэри и нищебродский контент.
Вдумайтесь: человек писал обзоры на столовые и ларьки с шавермой. С другими характерно питерскими блогерами он бродил по самым днищенским заведениям северной столицы и "тестил" подаваемые там отходы. Господа величаво поедали мясные "конверты" и на полном серьезе выставляли рейтинг посещенным заведениям.
Парадоксально — а может, логично? — но именно такой контент оказался нужен зрителям "нового телевидения". А еще — обсуждение скандалов с другими блогерами: Хова безжалостно высмеивал всех, в том числе Соколовского, осужденного за ловлю покемонов. О последнем он записал несколько глумливых роликов и "отправил" ему (на самом деле нет) посылку с конфетами "петушок" и стамеской, спрятанной в хлебном батоне.
Сейчас такой трэш вызывает понятную реакцию, но в середине десятых Хова был на коне: снимал ролики с половиной топ-блогеров русского ютуба, делал клипы с Дмитрием Маликовым, выступал судьей на рэп-батлах Versus, сделавших полноценными звездами Оксимирона и Гнойного.
Блогер Хованский — полноценная медийная фигура уровня популярного телеведущего, но без студии, продюсера, тусовки. В этом принципиальное отличие селебрити постмодерна от старого доброго шоубиза. Деньги есть и там и там, но чувство вкуса, умение оставаться актуальным, договариваться, находить союзников – эти умения, увы, есть только у единиц блогеров. Зато все они хороши в постиронии. Той самой, которую отменили.
Как верно было сказано про недавний срыв Моргенштерна на не доставшейся ему премии Муз-ТВ, миллионы просмотров остаются цифрами на экране. Ощущение истинного успеха могут подарить только реальные вещи. Вот только новая реальность исключает любые подтексты/контексты и топчет сапогами любые приставки.
Новую реальность можно попробовать на вкус, и вкус этот горек. Интернет вдруг оказался не вечно анонимным пространством свободы, а янтарем, в котором застревают любые высказанные вслух вещи, списком всех грехов каждого из его обитателей.
Прямо скажем, Хова часто вел себя мудак. Он любил оскорблять людей и смеяться над их горестями. Теперь его собственные зрители смеются над ним — почитайте свежие комменты под его роликом, сочувственных там от силы 1 из 10, а большинство — приколы в авторском стиле.
Однако уподобляться ему и злорадствовать над кадрами грязной запущенной квартиры и над его собственным бедственным положением — значит нарушать главное правило здорового общества: "относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе".
Реб Йесод