🏥💼📑На этой неделе в Госдуму в глубокой тайне внесли законопроект,
который переворачивает действующую систему ОМС, возвращая туда коррупцию и волокиту, от которых пытались избавиться, вводя страховую модель. Авторы хотели сделать все без лишнего шума, поэтому отправили проект «прицепом» ко второму чтению другого закона – об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС.
Естественно, не было никакого предварительного обсуждения ни с кем, хотя законопроект в случае его принятия может капитально перетрясти всю систему здравоохранения, что ощутит на себе как бизнес, так и большинство граждан.
Детализируем, что планируется изменить:
•
больницы и поликлиники федерального подчинения, оказывающие высокотехнологичную медпомощь, переводятся на финансирование и контроль не из страховой компании, как это устроено сейчас, а непосредственно из Федерального фонда ОМС – госструктуры.
•
страховщикам вдвое урезают нормативы расходов на ведение дел, а «лишние» средства перетекают в Фонд.
Это приведет к снижению качества контроля за нарушениями со стороны медучреждений, сокращению персонала и выходу части компаний из бизнеса.
Для пациентов это будет означать рост искусственных очередей на плановые операции, невозможность доказать свою правоту, добиться защиты своих прав и другие неприятности. И рост коррупции как само собой разумеющее.
Единственным бенефициаром изменений станет ФФОМС, являющийся подлинным автором законопроекта. Коррупциогенность проекта его не смущает.
Есть еще ряд нюансов:
•
конфликт интересов: ФФОМС, отодвинув страховщиков от денег, станет одновременно и плательщиком и контролером платежей.
•
ручное управление: Фонд пишет правила сам для себя.
•
бесконтрольное раздувание бюджета.
Урезав нормативы вознаграждения страховщиков,
законопроект ставит их в полную зависимость от произвола региональных чиновников, в ведении которых находится определение действительного размера финансирования. При таком подходе выживут не те, кто лучше всего защищает права пациентов, а те, кто закрывает глаза на нарушения и лучше умеет договариваться.
Закон педалирует назначенная в ФФОМС полгода назад Елена Чернякова, ранее никогда не работавшая в системе здравоохранения (она пришла из Минфина, а ранее строила карьеру в Минстрое Татарстана), но неизменно связанная с крупными деньгами, которые она тратила на сомнительные по эффективности проекты. На предыдущем посту, в Минфине Чернякова курировала один из ключевых проектов – «Электронный бюджет», стоивший налогоплательщикам почти ₽15 млрд. Для разработки системы увеличивали и сроки, и
суммы, но до сих пор, говорят, не довели до реально работающего результата.
В ФФОМСе в приоритет перед Черняковой
поставили сбор недополученных от регионов в 2019 году ₽13 млрд по межтерриториальным расчетам. Для этих целей в фонде создадут отдельный бюджет, так называемый 86 регион. Чернякова, вероятно, надеется, что продвигаемый в спешке законопроект поможет заткнуть эту финансовую дыру чужими деньгами.
Помимо сбора долгов, Чернякова займется совершенствованием информационной системы ФФОМС. Ее предстоит «совместить» с еще одной «вундервафлей» – единой государственной системой в сфере здравоохранения (ГИС ОМС). Сколько денег потребует этот информационный вираж – эксперты только догадываются.
На развитие ГИС ОМС в 2020 году было предусмотрено ₽212,5 млн, а уже в июле этого года сумма выросла, теперь развитие информсистемы для ОМС
стоит ₽405 млн – за 4 месяца работы управленца стоимость продукта выросла вдвое.
С таким размахом, в ближайшие годы систему здравоохранения могут ожидать темные времена. Попытка заменить реальный контроль за объемами и качеством медпомощи со стороны страховщиков цифровыми сервисами, переведя систему на ручное управление со стороны ФФОМС, не приведет ни к чему хорошему.