Года три назад мне довелось спросить Германа Оскаровича Грефа, не задумал ли он сделать из Сбербанка российский WeChat? Тогда обозначились в деятельности банка тенденции, ясно на это указывающие. Герман Оскарович хитро, по-ленински, прищурился и ответил в том духе, что планов громадье и раскрывать их преждевременно. Чем и подтвердил мои предположения.
И вот мы видим, что Сбербанка больше нет, а есть Сбер — набор цифровых сервисов под общим брендом. В их числе многие связаны с финансами, но пропорционально все больше становится небанковских: мобильная связь, маркетплейс, мессенджер, доставка и т. д. вплоть до почти половины скупленного Сбером Рамблера.
В этой дружной сберовской семье по-настоящему не хватает только одного: социальной сети. И Сбер, я уверен, имеет планы на ее покупку. Что именно станет Сбер-сетью, сказать пока сложно. Очевидные кандидаты - «Одноклассники» и «ВК». Но покупать стартап, чтобы годами раскручивать его без гарантии результата — бывший банк точно не будет. Это не в его стиле восточных «больших скачков».
Вообще, интересно, что, при всей европейской внешности Сбера, он пошел развиваться именно по азиатскому пути. Видимо, топ-менеджмент компании по какой-то причине проникнут конфуцианским духом. Ну, или просто сочли модель Вичата более перспективной, чем старый добрый европейский банкинг.