Создание рабочих мест, как новый «коммунизм»: также далеко, красиво и невозможно. Указ
о 25-миллионной прибавке, мягко говоря, не то чтобы совсем нереальный сценарий, но у легенды про Сусанина-попаданца на Мазурских болотах куда больше оснований быть достоверной.
Если говорить о развитии экономики и ее модернизации, то количество рабочих мест не может расти ударными темпами в виду автоматизации и высокотехнологичности процесса производства. В случае, если ставится цель «массово занять», то тут вряд ли будет идти речь об IT-секторе и местах высокой квалификации. Но это не беда, беда, как известно с цифрами. В абсолютных цифрах успех борьбы с безработицей даже в тоталитарных государствах обеспечивался за счет грандиозных строек и оборонных проектов, и даже там не приближался к таким срокам и значениям!
Так, наследие Первой мировой оставило Германии к началу 30-х гг. с более чем
6 млн. официальных безработных, число которых достигло «относительного нуля» (безработных, конечно) только к 1939 г., и то за счет беспрецедентных мер, которые в современных условиях повторить нельзя ни в Германии, ни в любой другой стране мира. В Советской же России, помимо работы со статистикой и массовой ликвидацией безработицы (вместе с категориями, которые не могли причисляться к безработным,
см. тут), предполагалось, что за годы первой пятилетки в работу будут вовлечены ок. 5 млн. человек (см. Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926—1932 гг.),
см. тут). Мы понимаем, что сравнивать число безработных и методы ликвидации безработицы в тоталитарных режимах с методами работы и числом безработных в современной России не очень корректно, но абсолютные числа говорят о том, что
«поднимать миллионные массы» за знаменем труда в период от 5-10 лет возможно только в уникальных конфигурациях общественного и государственного устройства. Более того, исторически поднятые массы шли (кто сам, кого вели, НО) стройным потоком далеко не на высокоинтеллектуальную работу, а тут предлагается загнать до 10 млн. (!) человек в высокорисковые объятия МСП (
число работников которых только в 2019 г. сократилось на 600 тыс. человек). На фоне того уровня государственной поддержки, которую МСП получило в коронакризис, это, мягко говоря, нереально, даже за 10 лет (и это без учета того, с каким скрипом выбивались налоговые послабления). За 10 лет в ОЭЗ создали
18 тыс. мест (2006-2016 гг.) + 6 тыс. рабочих мест
в 2017 г. (что выглядит не очень правдоподобно), и это в ОСОБЫХ экономических зонах! Если верить в то, что послабление налогового режима самозанятых способно привести к выходу из тени, то не стоит забывать про Израйлита, пусть масштабы разные, но курочка по семечку, а сотня раскрывшихся дельцов вполне себе на звездочку обменяется. Потому такие сказки-указы либо возможны к исполнению в какой-то другой России, либо совсем не на россиян рассчитаны. С сожалением констатируем, что
недоумение становится новым драйвером общественной дискуссии.