Признаться, сперва был несколько удивлен, что главным скандалом в формате #metoo за последние дни стала именно история с Региной Тодоренко (даже бьющий жену Марат Башаров оказался в тени), а не заявление студентки исторического факультета МГУ Дарьи Варакиной. Но через некоторое время все встало на свои места.
В
Instagram девушка 27 апреля обвинила в попытке изнасилования, произошедшей два месяца назад, Дмитрия Анатольевича Функа – очень заслуженного историка и антрополога, заведующего кафедрой этнологии на истфаке и директора Института этнологии и антропологии РАН с 2019 года. Об этом написала и одна из самых уважаемых студенческих организаций,
Инициативная группа МГУ.
Потом появилось еще одно
обвинение в адрес неназванного преподавателя – в данном случае речь идет о полевой практике четыре года назад. Профессор Функ и пресс-служба истфака обвинения отвергли, и дело, видимо, идет к суду. Но дальше история пошла по нехарактерному сценарию, и стала меньше всего похожа на привлекательное для прессы противостояние Вайнштейна и актрис или Слуцкого и журналисток.
Быстро было опубликовано очень взвешенное
открытое письмо студентов, аспирантов и выпускников, с призывом вовсе не защитить Дмитрия Анатольевича, «уважаемого ученого, внимательного педагога и отзывчивого, открытого человека», от посягательств недостойных вертихвосток, а «быть сдержаннее в оценках и не допускать травли участников конфликта» (последнее здесь – особенно важно, и как же я рад, что именно коллеги этнологи и антропологи именно это поставили во главу угла).
Сейчас под ним уже полторы сотни подписей, среди которых много моих друзей и подруг, однокурсников и однокурсниц. Некоторых из них я знаю как убежденных феминисток, лайки некоторых подписавшихся стоят и под постами студенток в Instagram. Именно поданный ими пример, к сожалению, стал залогом того, что в медиа история прошла сравнительно незамеченной. Ведь именно они, по крайней мере пока, хотят докопаться до правды, а не втиснуть ее в нарратив борьбы с шовинистическим угнетением или феминистским расшатыванием традиционных ценностей.
Впервые на моей памяти основными участниками являются люди, для которых истфак, о котором идет речь – не площадка для продвижения своих идей, а родной дом, в котором им жить и работать, за который душа болит. Которому желают не рухнуть как бастиону патриархата, и не выстоять в том же качестве, а выздороветь и избавиться от грязи. Ориентированным на кликбейт агрессивным сверхмалым медиа в формате постов в Twitter такое, разумеется, не переварить.
А для всего остального есть Красный Сион.
Пётр Кромских