«Корона-кризис» обнуляет, в первую очередь, те бизнесы, которые помогали жителям крупных российских городов (прежде всего, -- москвичам), ощущать себя европейцами, несмотря на санкции.
Теперь «квази-карантинная» Москва и так мало чем отличается от других европейских столиц.
В этом смысле пандемия и борьба с ней уровняла Запад и Восток.
Но пока это равенство, скорее, скорее, ситуационное, нежели концептуальное.
Если для европейских экономик малые и средние предприятия – это основа, то для российской – нет.
С точки зрения господствующей в России экономической доктрины МСП не являются ни ключевыми драйверами развития, ни главным донором бюджета.
Их главная роль – сглаживание перекосов на рынке труда (если таковые возникают) и удовлетворение аппетитов «среднего звена» силовой корпорации.
Неслучайно, кстати, новые «войны силовиков», разгоревшиеся в прошлом году, сопровождались делами Baring Vostok (специализировавшегося именно на инвестициях в МСП) и «Рольфа» (эталонной для России «средней», несырьевой компании).
Поэтому едва ли оправданны ожидания, что государство любой ценой будет спасать «малышей» и «середняков», которых рискует похоронить «корона-кризис».
Наоборот, при желании его можно использовать как хороший повод для превращения «буржуа» в «цифровых пролетариев».
Благо, в таком случае убиваются сразу два зайца:
-- минимизируются трудовые издержки пост-вирусного восстановления,
-- исчезает необходимость «палить» все бюджетные резервы на поддержку «ресторанно-кофейно-парикмахерского навеса», который нужен для роста «буржуазной» самооценки, но избыточен для «пролетарской».