Автор Telegram-канала @evgenyprimakov специально для @rt_russianПартнёрство по тому или другому вопросу у нас может быть почти с кем угодно (кроме отъявленных террористов, но даже и те могут «выбыть» из списка — достаточно посмотреть, что там происходит в Афганистане). Это называется прагматизм. Главная особенность нынешнего времени в том, что можно партнёрствовать по какому-то конкретному вопросу (патрулировать шоссе под Идлибом, например), а в остальном — как получится. И даже, наоборот, очень жёстко соперничать. Это — новая нормальность.
Турция видит Азию и Закавказье (Южный Кавказ), Ливию и Сирию, Восточное Средиземноморье и Балканы, германские города, где живёт большая турецкая община, Крым, Башкирию и Татарстан как сферу своих интересов — и даже не особо скрывает такой подход, декларируя его явно, очно, гласно, не стесняясь. Устраивает ли это Россию? Очевидно, что по многим этим пунктам — нет. Может ли экспертное сообщество предложить стране варианты работы? Очевидно, что не только может, но и должно.
Во-первых, наши партнёры в Азии должны понимать, что для Анкары их суверенитет — всего лишь условность, и, надеемся, Азербайджан это тоже рано или поздно поймёт. Распространение влияния Турции в поясе Закавказье — Средняя Азия является распространением суверенитета Турции в той или иной форме. Альтернатива в виде «экспорта демократии» не имеет к демократии никакого отношения, а также является способом разрушения суверенитета.
Во-вторых, только поддержка России спасёт суверенитет этих стран, только Россия может гарантировать их независимое положение. И только общий рынок, гарантии безопасности и поддержка гражданского общества и политической системы Москвой сохранит их самостоятельными, убережёт их от войн и конфликтов. Нам могут привести в пример как раз Карабах, но предыдущие обострения конфликта там (не говоря о нынешнем уже) — следствие внешних усилий конфликт этот разогреть. Позитивный пример — Таджикистан. Именно усилия России остановили там гражданскую войну в 1990-е, именно наши усилия позволили Таджикистану не превратиться в новую версию Афганистана.
В-третьих, наша работа с курдами не может больше быть ситуативной: «плохие отношения с Анкарой — работаем с курдами» vs «хорошие отношения с Анкарой — забываем про курдов». Отношения с самым большим народом без государства обязательно должны строиться на постоянной основе, вне конъюнктуры. В принципе, опасения «огорчить партнёра» не должны быть значимым ограничителем для нашей внешней политики, которая должна вестись не только дипломатическими методами, но и экономическими, и гуманитарными, и военно-политическими.
Как мне кажется, оптимальная сейчас по нашим ресурсам внешнеполитическая доктрина в отношении Закавказья и Средней Азии должна выглядеть как установление пояса мира и суверенитета, а внешняя политика там — как поддержка Россией миротворческих усилий и укрепление суверенитета этих стран: и власти, и гражданского общества — и (особо) усиление русскоязычных общин, которые способны внести большой вклад в развитие этих стран