🇪🇷🇪🇹
Первая русско-украинская
Сегодня премьер Эфиопии
Абий Ахмед получил Нобелевскую премию мира за урегулирование пограничного конфликта с Эритреей. Это была последняя классическая война XX в., где на трех укрепленных участках 1000-километровой границы за два года полегли свыше 70 тыс. человек.
Но мало кто помнит, что это была первая африканская война, в которой с обеих сторон
воевали украинские и российские военспецы. Все два года войны эритрейские МиГ-29 под управлением украинских летчиков отбивали рейды эфиопских Су-27, за штурвалами которых находились россияне.
Дело в том, что ни одна из сторон тогда не располагала квалифицированным летным составом. Все специалисты были репрессированы за службу марксистскому режиму Менгисту. Так что к началу войны у Эфиопии было лишь 20 неопытных летчиков, у Эритреи - еще меньше. Поэтому обе стороны сделали ставку на найм бывших советских офицеров (читай - нищих военных пенсионеров) и закупали советское и восточноевропейское вооружение. Но в найме летчиков Эфиопия отдавала предпочтение русским, а Эритрея - украинцам и болгарам.
К осени 1998 г., когда Эфиопия вовсю готовились к новому раунду войны, на вооружении у нее уже состояли 10 истребителей МиГ-21, 6 Ан-12, а также 24 вертолета Ми-24 и 22 Ми-8, которые обслуживали около 300 российских специалистов. Главную боевую машину эфиопских ВВС - МиГ-21 - к 1999 г. заменили 8 российских Су-27, а эфиопские ВВС фактически возглавил отставной российский генерал-лейтенант ВВС Яким Янаков. Эритрея же сделала ставку на МиГ-29 и предпочла Украину, наладив воздушный мост с Киевом, удвоив авиапарк за счет закупленных в Украине самолетов и закупив большую партию украинского стрелкового оружия. Украинские техники обслуживали эритрейские ВВС, а в учебных центрах Украины проходили подготовку эритрейские пилоты.
Так что война в воздухе превратилась тогда в соревнование двух советских боевых машин: "эфиопских" Су-27 и "эритрейских" МиГ-29. Несмотря на то, что решающую роль в войне сыграли наземные силы, Су-27 показали превосходство над МиГ-29, и к маю 2000 г. малочисленные ВВС практически разгромленной Эритреи потеряли четыре из восьми машин. Отличились и эфиопские пилоты, в частности, Астер Толосса (на фото), ставшая первой женщиной-пилотом, сбившей в воздушном бою два эритрейских МиГ-29. При этом россияне и украинцы берегли самолеты, избегали прямых столкновений и позволяли противнику катапультироваться и возвращаться за линию фронта. И хотя обе страны последовательно отрицали участие в боевых операциях иностранцев, они охотно обвиняли друг друга в активном использовании наемников, а президент Эритреи Исайяс Афеворки, по слухам, даже как-то пообещал обезглавливать каждого пленного россиянина. Неудивительно поэтому, что судьба многих пленных и пропавших тогда российских летчиков осталась неизвестной.
Идейным противостоянием тогда даже не пахло. Обе стороны преследовали лишь коммерческие интересы и не стеснялись продавать технику обоим воюющим странам. Так, летом 1998 г. Эритрея за $25 млн закупила 10 российских истребителей МиГ-29. А к концу того же года в Эритрею перебазировался отставной российский полковник Нефедов, выступивший брокером в пополнении авиапарка изрядно потрепанных эритрейских ВВС. Не встретив понимания в Москве, плотно связанной контрактами с Аддис-Абебой, Нефедов отправился в Грузию и Молдову, где закупил для Эритреи восемь штурмовиков Су-25 и четыре вертолета Ми-17. А в 1999 г. РФ дополнительно поставила Эритрее 200 комплектов ПЗРК "Игла". В свою очередь, нанятые израильским подрядчиком украинские инженеры налаживали систему ПВО для защиты эфиопской столицы и приграничного города Мэкэле.